Warning: Declaration of YOOtheme\Theme\Wordpress\MenuWalker::walk($elements, $max_depth) should be compatible with Walker::walk($elements, $max_depth, ...$args) in /home/msod/msod.ru/docs/wp-content/themes/yootheme/vendor/yootheme/theme-wordpress/src/MenuWalker.php on line 8
Slider

Фридерик Шопен: причастность к юбилею гения

В творческом диалоге общественности России и Польши в текущем году важное место занимает тема о 210-й годовщине со дня рождения великого польского композитора Фридерика Шопена. Одним из достойных примеров такого диалога является статья председателя Калининградского Фонда культуры, кандидата культурологии Н.П.Перетяки с вышеуказанным названием. Статья была опубликована на страницах журнала «Балтика» г.Калининграда и с согласия автора размещена на странцие Общества культурного и делового сотрудничества с Польшей на сайте МСОД.

         Примечательно, что Н.П.Перетяка является достойнейшим продолжателем традиций советско-польских и российско-польских культурных связей, реализуемых общественностью Калиниградского региона. Становление и развитие этих традиций происходило в 70-80-е годы прошлого столетия во время деятельности Калининградского отделения Общества советско-польской дружбы, когда его возглавляли государственный деятель Виктор Владимирович Богданчиков, а затем – общественный деятель Инна Никифоровна Ремесло. Свой посильный клад в дело дружбы вносили многие представители общественности г.Калининграда и области.

         В своей статье Нина Петровна упоминает о замечательной плеяде российских и польских деятелей науки и литературы, дипломатических работников. Полагаю необходимым дополнить эти сообщения наиболее важными фактами из жизни и деятельности некоторых из них.

         Выдающийся советский учёный-славист, почётный доктор многих зарубежных университетов, профессор Игорь Фёдорович Бэлза был одним из основателей в СССР Общества советско-польской дружбы (1957 год). В качестве заместителя председателя Центрального правления этой организации он создал Шопеновскую секцию, в состав которой входили многие советские музыковеды, преподаватели Московской консерватории, музыканты. Затем на основе этой секции была создана и действующая Региональная общественная организация по пропаганде творческого наследия польского композитора Ф.Шопена «Общество имени ФридерикаШопена в Москве». Российская и польская общественность помнит о замечательном вкладе профессора И.Ф.Бэлзы в популяризацию в нашей стране творчества гениального польского композитора Ф,Шопена.

         В конце 2019 года в Варшаве по инициативе заместителя председателя союза польских литераторов, заместителя председателя Всепольского правления общества сотрудничества Польша-Россия, культуролога Гжегожа Вишневского состоялся Вечер памяти профессора И.Ф.Бэлзы, его сына – известного литературоведа и тележурналиста С.И.Бзлзы и, видного российского учёного-полониста В.А.Хорева. К замечательным словам о современном деятеле польской культуры Гжегоже Вишневском, написанным в статье, полагаю добавить, что он является замечательным популяризатором общих для наших народов культурных и духовных ценностей, автором более 20 книг о польско-российском культурном сотрудничестве, о русских деятелях литературы и искусства.

         В завершение предисловия полагаю необходимым отметить, что в статье Н.П.Перетяки изложен богатый опыт деятельности общественности Калиниградского региона по сохранению и развитию культурныхсвязей с польской общественностью, которым обязательно воспользуются деятели нашей общественной организации.

         Вместе с руководством Общества культурного и делового сотрудничества с Польшей благодарю Нину Петровну Перетяку за согласие опубликовать на нашем сайте статью и желаю больших успехов и благополучия.

         Вице-президент ОКДСП,

         Заслуженный деятель культуры Польши                  С.И.Ксёнжик

ФридерикШопен: причастность к юбилею гения

Отмечаемый юбилей Фридерика Шопена, его 210-я годовщина в нынешнем году имеет десятилетнюю предысторию для польской и мировой культуры и культурной жизни нашего региона.

Чем замечателен этот экскурс в события десятилетней давности? Тем, что шопеновская тема настолько глубока и бесконечна, что позволяет вновь делать для себя открытия, перелистывая книги и погружаясь в миры великих людей прошедших столетий, причастных к гению Шопена.

Всё, что связано с Фридериком Шопеном имеет превосходную степень, как и сама его музыка: вальсы ноктюрны, этюды, концерты, мазурки и полонезы – всё шедевры, он не писал проходных произведений, гений во всём своём творчестве.  И это было явлено миру в его особенный год – 200-летия со дня рождения в 2010 году, юбилей имел неслыханный масштаб и позиционировался как национальная идея Республики Польша.

Нам, калининградцам, посчастливилось иметь прямую причастность к празднованию юбилея Ф.Шопена и принять участие в большой Международной юбилейной программе Шопен 2010, как на территории Польши, так и у нас в Калининградской области.

В преддверии  200-летие великого композитора в 2009 году мы, группа деятелей культуры, во время ознакомительной поездки по Польше в бытность Генерального консула Генерального консульства Республики Польша в Калининграде Марека Голковскогос тогдашним атташе по культуре Генерального консульства Алиной Калиновской увидели масштаб подготовки к юбилею, а в юбилейный год стали участниками многих основных событий, побывали в обновлённых шопеновских музеях и концертныхзалах, которые преобразились благодаря огромным юбилейным финансовым инвестициям.

         Подготовка мощного юбилейного проекта и основной  программы 2010 года происходила по воле и вдохновению людей, и главным был Вальдемар Домбровский, который за 7-8 лет до юбилея, работая в должности министра культуры Польши, замыслил с коллегами эту идею к юбилею абсолютного гения мира, поляка по происхождению, Фридерика Шопена. В 2010 году мы нашей группой встретились с паном Домбровским, чтобы выразить наше восхищение реализованной идеей и услышать от него, председателя Комитета по празднованию Года Шопена 2010, директора Национального польского  театра оперы, мнение о важности содеянного для национального самосознания поляков и мировой музыкальной культуры.

Уникальность и промыслительность этого глобального культурного проекта была очевидной, потому что содержание его пронизывало сферу образования Польши с дошкольного возраста и до студенчества. Разработанные бренды с логотипом юбилея широко были внедрены в производство товаров потребления населения и гостей страны, рекламную продукцию и в создание рекреационных музыкальных зон в городском пространстве. Этому был придан невиданный ранее масштаб и применён высокий дизайнерский вкус и стиль.

Здесь было чему учиться, вряд ли в мировой европейской культуре найдётся ещё более вдохновляющее творческое имя, и польские коллеги сумели это воплотить. Конечно, элемент пессимизма у организаторов юбилея присутствовал, накал вдохновение невозможно удерживать всегда, но погружение в эту тему оставило заметный и глубокий след высокого подъёма духовности.

Как  отразился 200-летний юбилей Ф. Шопена в главных музыкальных мировых событиях? В первую очередь Шопеновский конкурс, который принёс славу российским пианистам: 1 премия – 25-летняя Юлианна Авдеева, 2 премия 20-летний Лукас Генюшас (Россия-Литва), внук русской пианистки Веры Горностаевой  и 3 премия – 19-летний Даниил Трифонов. Здесь следует сделать такое пояснение, что за всю историю Шопеновского конкурса, проходящего раз в пять лет, с 1927  по 2015 годы,  победителями от нашей страны становились 16 пианистов и вот такой урожайный для нас этот  юбилейный год, носивший невиданный ранее размах звучания имени великого музыканта.

Для музыкального мира оставила особый след издательская программа музыкальной и нотной литературы, вышедшая на польском, английском и русском языках. Благодаря участию нашей области в Шопеновской программе, мы получили в фонды библиотеки областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова, ведущих публичных библиотек, музыкальных школ и областного музея изобразительных искусств, практически, всё, что было издано в Польше в этот юбилейный год.

Я остановлюсь на двух наиболее популярных изданиях. Обращусь к антологии, составленной Гжегожем Вишневским «Фридерик Шопен глазами россиян» на польском и русском языках .Открывается книга статьёй «О Шопене в России» словами Игоря  Бэлзы: Вряд ли в какой-либо другой стране польская музыка пользуется такой симпатией и любовью, как в России. И это явление возникло не сегодня, у него довольно старые традиции». Игорь Фёдорович Бэлза (1904-1994) – великое явление нашей российской культуры, главный исследователь жизни и творчества Ф.Шопена, в 1960 году вышло его великолепное издание «Шопен» в издательстве Академии наук СССР, которое много раз переиздавалось.

Нельзя не согласиться и с Дмитрием Кабалевским, утверждающим, что для самых широких кругов слушателей нашей страны Шопен является, пожалуй, самым любимым из всех нерусских композиторов.

Первой исполнительницей произведений Шопена в России считается полька Мария Шимановская, с 1828 по 1831 проживавшая и концертирующая в Петербурге, ею восторгались и перед ней преклонялись Пушкин, Глинка, Жуковский, Вяземский, Грибоедов.

Но особая историческая роль сохранения музыкального наследия Ф.Шопена и его мемориальных мест на территории Польши связана с деятельностью Русского музыкального общества (1859) и «Могучей кучкой» в лице Балакирева и Стасова. Именно с именами этих музыкальных просветителей связано сохранённое местечко Железова Воля, в 54 км.от Варшавы, где был рождён Фридерик  Шопен, и влетние дни  1830 года он попрощался с местом своего рождения перед выездом на чужбину, где в Париже прошла вторая половина его жизни. В 1894 году по инициативе Милия Балакирева здесь был открыт первый памятник Шопену – обелиск с медальоном.

Об этом можно прочитать во второй важной книге на русском языке  путеводителе «Дорогами Шопена», откуда можно почерпнуть обширную информацию о Шопене в Польше, музеях и мемориальных знаках, местах его остановок и, конечно, месте упокоения его сердца в Костёле Святого Креста Варшавы, со словами на мемориальной доске из Евангилея от Матфея «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

В Варшаве и других местах, где мы побывали, следуя маршрутам  этого путеводителя, на всех встречах мы без ложной скромности рассказывали о нашей Шопеновской программе в Калининграде. Так выглядел заголовок программы:

Программа к 200-летию со дня рождения Фридерика Шопена в Калининградской области на 2009-2010 годы

«Год Шопена 2010»

под патронатом Правительства Калининградской области, Министерства культуры области и Генерального консульства Республики Польша в Калининграде

Я, как сотрудник Министерства культуры, выполняла роль координатора проекта совместно с атташе по культуре польского консульства Алиной Калиновской. На этом начальном организационном этапе мы не просили дополнительного финансирования, всё происходило в рамках текущего финансирования бюджетных организаций области, но на серьёзный ресурс с польской стороны мы, конечно, рассчитывали и мы получили его сторицей.

Главные опорные силы в содержательной части программы на территории нашей области  в лице директора образовательно методического Центра, а затем директора Областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова заслуженной артистки России Светланы Грибовской и директора областной филармонии народного артиста России Виктора Бобкова проявили себя сразу же.

Был заявлен интересный сетевой проект по всем учреждениям дополнительного образования «Ф. Шопен. Диалог искусств» –  областные академические концерты учащихся фортепианных отделений с приглашением в методическую комиссию ведущего специалиста фортепианного исполнительства и педагогики из Республики Польша Едварда Волянинаи многое другое, что позволило на шопеновской теме поднять уровень профессионального образования в сфере культуры.

И уже в марте была открыта выставка детского рисунка  «Диалог искусств» в здании Правительства Калининградской области по итогам областного конкурса учащихся школ искусств, как результат уникального опыта рисования под музыку Шопена

Запомнившимися событиями, происходящими на территории Областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова, было вручение премии Генерального консула Республики Польша в Калининграде за лучшее исполнение произведений  Ф. Шопена в рамках Третьего Международного Блютнеровского конкурса юных пианистов и теоретическая конференция «Творчество Ф. Шопена в контексте романтизма».

Открытие и презентация Шопеновской программы в Калининградской области прошла в ноябре 2009. в концертном зале филармонии в рамках Международного фестиваля «Джаз в филармонии», гостем, приглашённым польской стороной был Адам Макович (Польша-США), а участником с нашей стороны был Камерный оркестр Калининградской филармонии. Прозвучали Прелюдии и скерцо Ф. Шопена, авторские произведения и аранжировки А.Маковича.

Ещё одной гостьей Международного фестиваля «Джаз в филармонии»  стала Лора Шафран (Польша) с блестящим концертом  «Шопен в джазе».

  Шопеновской темой были насыщены и другие филармонические программы, например, «Молодёжная академия искусств», работающая по абонементам, пригласила на концерт «Музы великих» «Шопен и Жорж Санд, Шуман и Клара Вик» и многие другие музыкальные встречи, в том числе в большинстве своём с участием музыкантов из Польши.

Координатор с польской стороны Алина Калиновска просто творила чудеса, приглашая знаменитые коллективы и отдельных музыкантов при полной материальной поддержке польской стороной.

Так, прекрасным творческим проектом стало сотрудничество двух симфонических оркестров с исполнением Концертов № 1 и № 2 Ф. Шопена для фортепиано с оркестром: оркестр г. Белостока, дирижёр МарчинНаленж-Неселовски, солисты Юлия Кочубан (Польша), Андрей Скрипкин (Россия, Калининград)и Калининградский симфонический оркестр, дирижёр Аркадий Фельдман, солисты  студенты Калининградского областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова.  Переполненные залы Кафедрального собора просто рукоплескали блестящему исполнению, а ещё большее потрясение произвёл пианист из Польши Янош Олейничак, лучший современный исполнитель Шопена, концерт которого проходил в рамках фестиваля «Балтийские сезоны».

Жанры шопеновской темы были разнообразны, в кинотеатре «Заря»   фестиваль «Великие композиторы» открывался фильмом Ежи  Антчака «Шопен. Жажда любви», а зрители Калининградского областного музыкального театра на Бассейнойувидели спектакль театра кукол из Белостока (Польша), где Шопенчик в образе куклы был очень трогательным.

Шопеновские филармонические традиции продолжаются, и в этом году 1 марта  состоялся запомнившейся слушателям  концерт в концертном зале филармонии с участием  уникального ансамбля “Джаз-трио” Анджея Ягодзиньского (Польша),прелюдии, этюды, ноктюрны и мазурки Фридерика Шопена прозвучали в оригинальной джазовой интерпретации. Концерт был посвящён 210-летию со дня рождения Фридерика Шопена и  поддержан Генеральным консульством Республики Польша в Калининграде.

Одна из очень популярных форм в наши дни – камерные концерты в музыкальных салонах, которые проходят в музеях и библиотеках нашего города, стали они проводится в рамках Шопеновской программы, как дань салонной культуре в Европе и в России в XIXвеке. Моим детищем стал овальный зал в областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара с роялем PETROF, здесь проходят концерты студентов областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова, да и многих музыкальных школ города. Благодаря такой активной концертной деятельности площадки многих городских библиотек получили рояли, которые были преданы им колледжем и музыкальными школами. А рояль в доме, это знак музыкальной культуры региона.

Инициатором же камерных концертов была Калининградская художественная галерея, ныне областной музей изобразительных искусств в здание Биржи. Очень много музейных форм с шопеновской темой было реализовано галереей, и открыт Шопеновский зал, где организовывались выставки и представлялись гравюры, книги, сувенирная продукция и многое другое передаваемое в дар польскими партнёрами из Варшавы. Собственно, этот зал как собирательный образ и был местом начала деятельности  общества им. Шопена в Калининграде, которое возглавил заслуженный артист России Владимир Слободян. Разнообразные концерты и музыкально-просветительские конференции, проходившие здесь по инициативе шопеновского общества и при поддержке директора галереи Галины Заболотскойс успехом организовывала член общества Лариса Соврикова.

Завершением юбилейной программы в декабре 2010 года стала  научно-практическая конференция  «Юбилей Фридерика Шопена  как форма моделирования международного культурного пространства» и проходила в Калининградской художественной галерее. В названии и организации с приглашением круга гостей, главной из которых была профессор Ирена Понятовская из Варшавы с темой«Творческое наследие Фридерика Шопена  – национальное и мировое культурное достояние», её фолиант о Ф.Шопене – главная книга в ряду изданных в юбилейный год. И основным итогом в таком анализе научно-практической деятельности Шопеновской программы в Калининградской области стали намерения о продолжение программы на перспективу жизни.

Президент Международной федерации шопеновских обществ Эльжбета Верчиох-Артыш, к сожалению, ныне уже покойная, которой не удалось приехать на нашу конференцию, но с благими намерениями она приветствовала Владимира Слободяна и членов нашего общества им. Ф. Шопена о вступлении в Международную федерацию шопеновских обществ. Наше десятилетнее членство в федерации, которое насчитывает по всему миру более 50 обществ, позволяет ощущать  региональную деятельность в международных контекстах.

Вот и моя  частная туристическая  поездка в 2015 году привела меня на Майорку, конечно следуя дорогою Шопена. Именно заслуга шопеновского общества в Вальдемоссе, что там существует музей  Ф.Шопена. Изначально внучкой писателя Жорж Санд была создана мемориальная комната в келье №4 Картезианского монастыря XIV века, где Ф.Шопен и Ж.Санд провели зиму 1838/39 года.

У Жорж Санд написана книга «Зима на Майорке», как считается, первый путеводитель по Майорке. Всех гостей ждёт встреча с множеством мемориальных предметов, но главным из них является фортепиано фирмы Плейель (Pleyel), с которым они прибыли сюда, а вот забрать назад не удалось. Местные крестьяне всё время заламывали цены на продукты с этих парижан, а за отправку назад фортепиано и вовсе непомерную стоимость затребовали. На что им госпожа Санд сказала, что они могут выбросить его в море. А местные жители всё-таки сохранили. Знаменитая фирма Плейель (1807, основатель ИгнацПлейель) и зал Плейель в Париже связаны с именем Ф.Шопена и его европейской славой. Парижская тема жизни и творчества Шопена для меня ещё мало исследована, как впрочем, и венская, и дрезденовская, это я сейчас поняла своё упущение. Ну что ж, есть над чем работать.

И всё-таки, перелистав в памяти так многое, к чему я имела личную причастность, можно сказать, что главным событием юбилейного года было открытие сквера с бюстом Ф.Шопена на ул. Коммунальной. Это событие было одним из главных в программе мероприятий Дня города в Калининграде 2010 года. И, конечно, причастность главы города Александра Ярошука была очень значимой в партнёрстве с Генеральным консульством республики Польша в Калининграде и генеральным консулом Мареком Голковским.

Бюстработы скульптора профессора Адама Романа (1916-2013)был подарен Польшей, а ОООКонструкцион выполнял все основные монтажные и благоустроительные работы, приняли участие и внесли необходимые материальные средства около десяти фирм и частных лиц. В очень короткие сроки была проведена сложная, но прекрасная работа, а наша праздничная программа обрамила этот бриллиант культурного знака мировой культуры, который был создан для горожан  и гостей города.

Всё придуманное для этого праздника было красиво и восхитительно: хореографическая группа школы искусств Ленинградского района с лентами цвета польского флага и букетиками фиалок – любимых шопеновских цветов, ведущие и чтецы Татьяна Девичинская и заслуженный артист России Анатолий Лукин со стихами о Шопене, музыканты, танцевальная группа из Польши.

Когда было снято покрывало со скульптуры при участие Александра Ярошука, Марека Голковского, юного пианиста Ильи Махонькова и главной гостьи из Польши заместителя председателя Комитета по празднованию Года Шопена 2010 Малгожаты Блох-Висневской, брызнули лучи солнца в пасмурный день. Шопен принял наш город. Этот сквер очень посещаем в городе, это место отдыха жителей микрорайона. Конечно, требует сквер постоянной заботы и ухода, но  он не обделён  вниманием и любовью, хотя сегодня требуется проведение реконструкции изгороди, да и информационная табличка по сию пору не установлена.

Не все горожане знают, что в нашем городе на острове Канта в парке  есть ещё один скульптурный портретФ.Шопена работы известного российского скульптора Екатерины Белашовой (1906-1971), который был выполнен ею в мраморе, а её сын, скульптор Александр Белашов (1933-2011) перевёл его в бронзу для улицы. А в 1984 году, когда открывался парк скульптур, и формировалась коллекция по теме «Человек и мир», мятежный романтик Шопен в ряду других портретов и скульптур: Генделя, Чайковского, Блока, Мицкевича, Горького, Гагарина, украсил живописный ландшафт.

В год 210-й годовщины Фридерика Шопена в нынешнем году исполнилось  десять лет нашей областной Шопеновской программе в Калининградской области, где главную роль играет шопеновское общество, возглавляемое заслуженным артистом России Владимиром Слободяном. Ежегодные концерты юных пианистов в день рождение композитора 1 марта на сцене музыкальной школы им. Д.Д. Шостаковича на протяжении этого десятилетия при самом поверхностном подсчётедают уникальные цифры,  готовясь к конкурсам и концертам, учащиеся школ и студенты глубоко погружаются в музыку Шопена, и число их составляет вместе с педагогами не менее 1000 человек.

Следует отметить и особую заслугу педагога школы, заместителя председателя Шопеновского общества, заслуженного работника культуры России Ларисы Совриковой, которая на протяжение этих лет формируя концертные группы и программы, занимается большой концертной и просветительской деятельностью, влюбляя в музыку Шопена профессионалов и любителей.

В Калининградском областном музыкальном колледже им. С.В. Рахманинова шопеновские вечера и мемориальные концерты композитора в ряду добрых красивых традиций, и Владимир Слободян гордится тем, что лучшим результатом деятельности общества им. Шопена, калининградских педагогов-пианистов является то, что дети, молодёжь играют Шопена, очень сложного и для исполнения, и для понимания-чувствования композитора.

Калининградское Шопеновское общество сыграло историческую роль, инициировав присвоение имени Ф. Шопена школе искусств Ленинградского района (ул. М.Горького, 113). И в 2015 году по решению коллектива школы при тогдашнем директоре Ольге Журавлёвой Администрацией Калининграда с согласия учредителя имя Ф. Шопена было присвоено. Что стало большим импульсом для творческой жизни школы под руководством нынешнего директора ЮлииМакарчук, наполнив весь творческий процесс глубоким пониманием диалога культур и взаимодействия традиций.

Жизнь с Шопеном в нашем регионе полна событий, концертов, встреч, так было и в  очередной юбилей 2020 года, 1 марта в Шопеновском сквере состоялась  встреча,  цветы возложила официальная польская делегация и Генеральный консул Генерального Консульства Республики Польша в Калининграде  госпожаАнна Новаковска. А потом были концерты на многих площадках города:

…Поёт рояль…

Шопена дух витает…

Кандидат культурологии, председатель Калининградского фонда культуры   Нина Перетяка


119034 Москва, Пречистенка, 10/2 строение 1
Russia 119034 Moscow Prechistenka 10/2 building 1
МСОД © 2005 -