Светлой памяти Петра Петровича Толочко
28 апреля 2024 года на 87-м году жизни в Киеве скончался Петр Петрович Толочко, один из самых авторитетных историков-медиевистов, известный своими трудами не только на всем постсоветском пространстве, но и в мире. Советский и украинский историк-медиевист, археолог, профессор (1988), академик НАН Украины (18 мая 1990 года), иностранный член РАН (22 декабря 2011 года), в 1987–2017 годах Толочко занимал пост директора Института археологии НАН Украины (c 2017 года стал почетным директором), был народным депутатом Украины III–IV созывов (1998–2006). Петр Петрович Толочко — член Академии Европы и Международного союза славянской археологии, двукратный лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники.
По воле нынешних украинских властей последний год ученый провел под домашним арестом «за государственную измену», которая, как пишет Станислав Минаков в сетевом литературно-историческом журнале «Камертон» 3 мая с.г., заключалась в том, что, во-первых, он оппонировал «древним украм, що выкопалы Чорнэ морэ» и критиковал своего коллегу историка-самостийщика Михаила Грушевского. Во-вторых, за то, что публично заявлял о русофильстве львовянина Ивана Франко. В-третьих, за то, что цитировал из произведений Тараса Шевченки строки «Славних прадідів великих правнуки погані!», а не «Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями».
Мне однажды, а именно 2 июня 2021 года, довелось встретиться со знаменитым академиком в Доме русского зарубежья имени А.Солженицына, где состоялась презентация его книги «От Руси до Украины: Пути исторической памяти».
К слову сказать, первая презентация издания этой книги, выпущенной Издательским домом Дмитрия Бураго, прошла в ноябре 2020 года в Киеве.
Благодаря сотрудничеству Дома русского зарубежья и Издательского дома Дмитрия Бураго книга, над которой автор работал на протяжении всей своей творческой жизни, была опубликована и в Москве.
Киевский издатель Дмитрий Сергеевич Бураго считает эту книгу одной из самых важных, вышедших на Украине за последние 30 лет. В наше время, время «безответственности перед словом и перед исторической памятью», этот труд говорит нам «не столько о прошлом, сколько о будущем».
Одним из самых важных посылов книги, посвященной этнической и политической эволюции населения нынешней территории Украины от Киевской Руси (IX–XIII века) до обретения им государственной суверенности, является стремление максимально адекватно представить исторические явления и события, не прибегая к распространенному в украинской историографии методу ретроспекции с использованием современных терминов, которых не знают письменные источники. «Мы, нынешние украинцы, — рассказывает Петр Петрович, — стали такими очень поздно. Слово “украинцы” как политоним появилось только в 1917 году. Нацией, этносом мы, по существу, стали только в советское время».
Убеждая своих оппонентов, П.П. Толочко даже обратил эту идею в стихотворную строку: «Да, малорос я, малорос, / Я с корня русского пророс».
На презентации книги П.П. Толочко собрались коллеги, ученые-историки, общественные и политические деятели, а также представители большой украинской диаспоры в России. Как поведал Пётр Петрович собравшимся, задумывая свою книгу, он хотел поговорить на её страницах об исторической памяти. Этот замысел нашел своё отражение уже на обложке книги — символическое дерево, «которое питается мощными корнями российской истории» — из этого корня, двенадцати славянских племен, вырастает Русская земля, разделившаяся после монгольского нашествия на три ветви — Белая Русь, Малая Русь и Великая Русь. Это наша общая история, которую сегодня пытаются разорвать. «Наши сегодняшние политические деятели, — говорил академик Толочко, — объявили курс на Европу. Но мы нужны Европе как анти-Россия. Поэтому все, что у нас общее, пытаются вытравить из исторической памяти Украины». И, к сожалению, благодаря медиа-технологиям этот процесс идет весьма быстрыми темпами…
Среди выступивших на презентации прозвучало также веское слово почётного работника Федерального агентства Россотрудничество МИД РФ С. И. Ксенжика, в котором он рассказал о реализации в Академии социального управления Московской области проекта «Непреходящие исторические, культурные и духовные ценности народов Беларуси, России и Украины». В основу этого проекта были положены выводы, сформулированные в книгах П.П. Толочко «История Украины VI-XXI века», «Древняя Русь», «Древнерусская народность: воображаемая и реальная», «От Руси до Украины. Пути исторической памяти». В разговоре за чашкой чая, состоявшемся после официальной части презентации, Петр Петрович поделился своими мыслями о том, что в сегодняшней Украине историком быть опасно для жизни, если ты честен и непредвзят, как, к примеру, Олесь Бузина. Теперь в почёте те, кто защищает диссертации и выпускает книги о трудах Гитлера и Геббельса. К ним можно отнести, например, старшего научного сотрудника АН Украины им. Грушевского» Олега Однороженко, выпускника советской школы 1992 года, ставшего идеологом укронацизма и внушавшего школьникам Харькова свою историю укров и «бандерштадта».
Вот поэтому и нет секрета в том, почему, как и когда на Украине началось помрачение умов. Тем, кто жаждал «кружевных трусиков» и завистливо заглядывал в рот Америке и Европе, Толочко не раз говорил: «Мы забываем, что Украина является частью восточно-православного мира. Западный мир — римско-католический, а восточный — византийско-православный. Это — совсем другая цивилизационная система. Украина, начиная с Киевской Руси, находилась в этой системе ценностей».
Следует ли удивляться негативному отношению нынешнего руководства системы образования Украины к трудам и публичным высказываниям академика Толочко. В книге, которая мне была подарена автором, отражена эволюция этнического и политического развития населения нынешней территории Украины от Киевской Руси (IX—XIII вв.) до обретения им государственного суверенитета. В этом исследовании автор стремился адекватно представить исторические явления и события, не прибегая к распространенному в украинской историографии методу ретроспекции, когда прошлое подается не в идентичных названиях и понятиях, но в современных, которых не знают письменные источники. В равной мере это относится и к исторической этнонимии населения, которая на протяжении веков не была неизменной. Свое нынешнее этническое имя оно обрело благодаря просветительской деятельности отечественных интеллектуалов XIX в. — М. Максимовича, Н. Костомарова, П. Кулиша, П. Чубинского, М. Драгоманова и др., превратившись из русов и малорусов в украинцев. П. Толочко убежден, что научная этика историка не даст ему права осовременивать прошлое, ибо в таком случае вместо исторической действительности возникает риск предъявить читателю псевдопатриотический фальсификат.
В личном общении с П.П. Толочко мы с о Станиславом Ивановичем выразили надежду, что его книга будет максимально широко прочитана не только на Украине, но и в России, и во всех странах, входящих в Русский мир. Участники вечера благодарили автора за его труд и за его мужество в непростых современных условиях отстаивать свою позицию и оставаться ей верным, несмотря ни на что.
От имени представителей московской культурно-образовательной и научной общественности приношу соболезнования родным и близким, ученикам и единомышленников Петра Петровича Толочко по поводу невосполнимой утраты. Вечная ему память!
Почётный член Международной академии наук педагогического образования, канд. пед. наук, доцент
В.А.Мижериков