Slider

Внешняя политика Российской Федерации в условиях современных глобальных политических реалий и с учетом объективных результатов ее внутренней политики

Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию статью магистра политологии Рустема Рашидовича Хаматьярова, опубликованную в сборнике по итогам IV Международной научной конференции – Современное общество: глобальные и региональные процессы: Материалы IV Международной научной конференции, г. Санкт-Петербург, 14 – 15 марта 2019 г.

“Современная мировая политическая реальность так или иначе накладывает свой отпечаток на всех странах мира, а уж тем более она отражается в жизни России, как на уровне глобальной политики, так и в укладе жизни каждого ее жителя внутри страны.

Этому способствует и тот факт, что согласно Конституции Российской Федерации: « Статья 3

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.». [1, с.15].

Соответственно, внешнеполитические интересы страны, которые реализует ее политическая номенклатура не должны противоречить интересам и по всем позициям многонационального народа России ни в области внешних международных отношений, ни в области внутренней политики.

Однако, мы наблюдаем, что численность народа России неуклонно сокращается по показателям 2018 года.

« Население России за январь – июль 2018 г. сократилось на 91 900 человек, а без учета миграционного прироста на 170 500 человек, сообщил сегодня Росстат. Миграционный прирост перестал компенсировать возросшую естественную убыль населения России, следует из данных статистического агентства. За аналогичный период 2017 г. в стране фиксировалось небольшое увеличение численности населения ( +5300 человек) при естественной убыли в 114 400 человек.». [2, с.1].

Следует отметить, что, если ухудшается состояние народа как единого и коллективного организма внутри страны, то внешнюю глобальную политику проводить становится не для кого.

Коренные народы ( многонациональный народ) внутри страны, ее культура, экономика, метафизика, метакультура, энергоинформационное состояние – вот единственная приоритетная ценность для всего вектора курса развития страны.

Исходя из Концепции внешней политики Российской Федерации ( 12 февраля 2013 г.) на первый план выходят следующие для нее угрозы, однако, не только для нее, но и для всех народов на планете: « 16. На первый план в современной международной политике выходят имеющие трансграничную природу новые вызовы и угрозы, стремительно возрастают их уровни, диверсифицируются их характер и география. Прежде всего, это опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, неконтролируемый трафик оружия и боевиков, радикализация общественных настроений, провоцирующая религиозный экстремизм и этноконфессиональные антагонизмы, нелегальная миграция, морское пиратство, незаконный оборот наркотиков, коррупция, региональные и внутренние конфликты, дефицит жизненно важных ресурсов, демографические проблемы, глобальная бедность, экологические и санитарно–эпидемиологические вызовы, изменение климата, угрозы информационной и продовольственной безопасности.». [3, с. 3].

Мы видим, что глобальных проблем, объективно обладающих приоритетом планетарного значения, на Земле накопилось достаточно, и если их своевременно не разрешать в полном и необходимом объеме, то последствия могут быть весьма неблагоприятными.

Человеческая цивилизация, если объективно можно ее так называть, своими собственными руками выкопала для себя могильную яму, и не только для себя, но и для Планеты Земля, она стоит на грани самоликвидации.

Оружие массового уничтожения, постоянные войны, болезни, несчастья, кризисы во всех сферах и отраслях, особенно мировые финансово – экономические и нравственные кризисы. Разве для нормальной высокоразвитой цивилизации подобные проблемы должны  существовать?

Разве высокоразвитая цивилизация станет гадить на том месте, где проживает, сеять зло и хаос не только на Земле, но и на всю Вселенную и  Мироздание?

Человечество само семимильными шагами идет к своему концу, если не образумится и не включит коллективный  общечеловеческий разум и свою  совесть.

Ученый Виктор Рогожкин в своем выдающемся труде «Эниология» пишет: « За все в этом мире приходится платить. И, к сожалению, для многих не общепринятыми «фантиками», а значительно более высокими категориями. Когда наступает момент возврата кармических долгов, многие почему-то обижаются и удивляются. За что, мол, такое свалилось на их головы? Законы Абсолюта в нашем Мироздании гласят следующее: добро, созидание – норма жизни; зло во всех своих формах и проявлениях – наказуемо. Другой неукоснительный закон – неприкосновенность ВОЛИ индивида и всей цивилизации в целом. Поэтому, сотворивший зло, или иными словами, нарушивший законы энергоинформационного обмена в Мироздании, сам себя и наказывает, становится собственным палачом. В простейшем виде эти Законы изложены в заповедях всех религиозных направлений. Конфессии, в своей основной идеологии подразумевавшие возможность нарушений законов энергоинформационного обмена, обрекали себя и весь эгрегориальный этнос на вымирание. Чем больше нарушений, тем быстрее все заканчивалось. Все наши болезни, несчастья, катастрофы – всего на всего расплата за нарушение баланса энергоинформационного обмена Земли и Мироздания.». [4, с.1].

Человеку, а равно и всей человеческой цивилизации, предоставлен уникальный ресурс – человеческий разум, который позволяет достичь всех задач: и мыслимых, и на первый взгляд, немыслимых, во благо всего живого на Земле и в Мироздании, и для человечества в том числе, если пользоваться им во благо, а не в угоду деградации и паразитизма. Но почему, из года в год, из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие, у человеческой цивилизации накапливались и до сих пор активно накапливаются общечеловеческие проблемы?  

Все это происходит из-за непонимания человеком цели и роли своей жизни на Земле, и не только человеком, но и человечеством в целом. Для чего человеческая цивилизация возникла на данной планете, какую цель и функционально – смысловую нагрузку она здесь несет? Соответственно, от данного непонимания и возникают неверные представления о своей цели на Земле.

По нашему мнению, цель человеческой цивилизации – облагородить не только себя, но и всю Землю, увеличить свой нравственный и эволюционный потенциал на данной планете, а не губить ее и превращать в гигантскую свалку.

По нашему мнению, внешнеполитические интересы России и любой другой страны должны опираться на объективный уровень этико –эволюционного, культурного, духовного уровней развития как самого непосредственно народа, так и его представителей, именуемых элитой.

«Генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер недавно отметил опасный характер развития событий в мире, грозящий появлением очагов новых конфликтов. Разделительные линии между состоянием мира и войны уничтожены, система, основанная на праве рухнула, а взамен получает развитие использование в качестве оружия практически всего – торговли, миграции, информации и кибервозможностей. Соперники все чаще скрываются в трудно определяемых регионах, в киберпространстве или используют в качестве инструментов преступные и террористические группировки. Создание подобного «тумана гибридной войны» не позволяет отделить истину от лжи и приводит к непредсказуемости и нестабильности, создает замкнутый круг, в котором недоверие порождает переход к односторонним действиям, что, в свою очередь, усиливает недоверие. Важной характеристикой современных войн является их многомерность, которая формируется за счет сочетания информационного, военного, финансового, экономического и дипломатического воздействия на противника в реальном масштабе времени. Появление целого спектра новых рукотворных угроз, получивших объединяющее название гибридных, усиливает опасную неопределенность в отношениях между государствами и их объединениями. Испытаниям подвергается международное право и авторитет международных организаций. Множатся региональные конфликты, чему способствует опасная тенденция смотреть на регионы мира сквозь призму геополитической конкуренции, как на «игру с нулевым результатом». ». [5, с.1, 5].

Александр Александрович Бартош весьма правильно отметил текущую сложившуюся мировую политическую реальность: в мире, где теперь уже неизвестно, где друг, а где противник, не всегда становится понятным от кого, когда и в каком месте можно ожидать угрозу и вероятностное нападение. И в этом случае, особо опасными становятся гибридные войны, поскольку они являются не явными, а тайными и закулисными инструментариями воздействия на противника. Гибридная война, как правильно указал Александр Бартош, явяется комплексным и точным методом воздействия на противника с целью нанесения ему фатального политического, военного, информационного, культурного и иного ущерба, направленного на полный подрыв и прекращение его жизнедеятельности.

Гибридное воздействие может идти и неявно, невидимым путем, в обход сознания противника, и скорее направлено на его подсознание, чтобы противник самолично причинил себе колоссальный вред и урон, от которого он будет долго оправляться, если вообще оправится, и с целью недопущения собственных потерь.

Такое можно было наблюдать в 1991 году на примере полного краха управленческих политико–номенклатурных структур СССР.

Казалось бы, советская система обладала своей идеологией, своими управленческими структурами, получила колоссальный опыт во всех сферах жизнедеятельности, включая науку, культуру, образование, искусство, оборонную сферу, но она абсолютно не была готова к тайным и неявным методам войны, что и привело к печальным последствиям в дальнейшем.

К сожалению, и советский народ в 1991 году проявил полное безразличие к судьбе своей Родины, и в результате советская система получила колоссальнейший ущерб для себя непосредственно, от которого страна до сих пор не может оправиться.

Александр Бартош также выделяет гибридные угрозы: « Понятие «гибридные угрозы» объединяет широкий диапазон враждебных обстоятельств и намерений, таких как кибервойна, сценарии ассиметричных военно – силовых конфликтов низкой интенсивности, глобальный терроризм, пиратство, незаконная миграция, коррупция, этнические и религиозные конфликты, безопасность ресурсов, демографические вызовы, транснациональная организованная преступность, проблемы глобализации и распространение оружия массового уничтожения.». [5, с.1, 5].

 Похожий спектр мировых и глобальных угроз, который влияет на каждую страну так или иначе, представлен и в Концепции внешней политики Российской Федерации, которая мною была упомянута в самом начале статьи.

Данный спектр глобальных угроз и проблем возникает из-за крайнего дефицита всей общечеловеческой нравственности, справедливости и порядочности на Земле, также на это влияет и нынешний уровень развития человечества. В частности, он неплохо отображен в шкале советского ученого Кардашева.

 Российской Федерации, чтобы быть конкурентоспособной в этом мире, необходимо адекватно учитывать сложившиеся реалии на Земле и текущую неблагоприятную общепланетарную обстановку в своей внешнеполитической деятельности, а особенно, характер гибридных угроз, и действовать в соответствующей синхронизации с внутриполитическими процессами, происходящими в стране и с учетом ключевого мнения многонационального народа России по тем или иным вопросам.

Ученый Виктор Ефимов отмечает уникальность Руси в рамках своей цивилизации, отличной и от Запада, и от Востока, благодаря своему метакоду, своей культуре, традициям и менталитету: «Суть своеобразия Руси в том, что Запад – региональная цивилизация, цивилизация материи. Восток – региональная цивилизация, цивилизация духа (в значении дух = информация). Русь – тоже региональная цивилизация, цивилизация меры. Она объединяет материю и информацию в их триединстве, в истинной троице, которую Бог любит, как гласит народная поговорка.». [6, с.259].

Именно с учетом глубинных основ того или иного народа и с учетом его мнения по конкретному вопросу, затрагивающему судьбы всей страны и его самого непосредственно, всегда следует проводить курс на внешнеполитическое развитие страны.

Особенно важно понимать от кого на данный момент зависит проведение конкретного внешнеполитического курса страны: « Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;». [1, с.43].

Соответственно, Конституция Российской Федерации наделила президента Российской Федерации полномочиями по руководству внешней политикой. То есть именно от его основ миропонимания, мировоззрения тех или иных народов, культур, политических традиций, и нынешней реальности зависит каков будет курс страны на ближайшие 6 лет. Следовательно, от президента требуется правильное понимание и интерпретация чаяний и пожеланий многонационального народа России, во имя кого и чего он будет ее выстраивать и осуществлять.

« Статья 114

  1. Правительство Российской Федерации:

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;». [1, с.53].

Итак, согласно Конституции Российской Федерации, президент и правительство Российской Федерации выстраивают вектора проведения и реализации внешнеполитического курса страны. Соответственно, выстраивая внешнюю политику страны, ответственность они также берут на себя, пропорционально их возможностям и полномочиям.

Известный ученый и общественно – политический и государственный американский деятель Збигнев Бжезинский не слишком высоко оценивал при жизни роль геополитического и глобально политического влияния России на мировую политику: « Россия удерживает высокую геополитическую позицию в основном благодаря своим обширным нефтегазовым запасам, а также прочному статусу ядерной державы, уступающей только США, хотя это военное преимущество ослабляется внутренними экономическими, политическими и демографическими недостатками, не говоря уже о более сильном в экономическом отношении соседстве с востока и запада. Без ядерного оружия и зависимости некоторых европейских государств от российской нефти и газа Россия не поднялась бы так высоко в расстановке глобальных геополитических сил. В экономическом отношении она значительно отстает от Японии, и если та решит активизировать свою международную роль, то обгонит Россию и на большой геополитической арене.». [7, с.37].

Бжезинский в данном определении как в воду глядел. Не так давно активизировался международный правовой спор между Российской Федерацией и Японией на счет Южных Курил.

Это крупный международно – правовой и территориальный спор и его надо разрешать при прямом и непосредственном учете воли народов России, а особенно жителей Курильского полуострова и прилегающих к нему территорий.  

 «Почти 80% граждан России выступают против передачи Японии южных островов Курильской гряды, следует из данных опросов. Не менее радикально настроена и японская общественность: около 90% японцев считают острова неотъемлемой частью своей страны. Общественное мнение в обеих странах отражается в законодательных инициативах парламентов – российские и японские депутаты разрабатывают законопроекты, закрепляющие статус островов». [8, с.1.].

Соответственно, нужно учитывать мнение русского народа и других народов России, являющихся одним многонациональным народом,  и не следует разбазаривать земельные территории, доставшиеся кровью и потом предыдущих поколений.

В данном вопросе компромисс не допустим: это тест на понимание многонационального народа России процессов мироустройства, а конкретно внешней и мировой (глобальной) политики: отдаст ли многонациональный народ России кровью и потом полученные земли, за которые наши предки расплатились своими жизнями и своей кровью, станет ли он разбазаривать земли, относящиеся непосредственно к территориальной целостности страны или же проявит разумность и адекватность. И это касается и политического номенклатурного руководства страны в том числе.

 Кроме того, согласно Конституции Российской Федерации: « Статья 4

3.Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.». [1, с.16].

 Требуется также учитывать и уровень нравственного и эволюционного развития многонационального народа России, который возрос за последние годы с учетом неблагоприятных факторов внутри страны, а именно, упомянутую выше информацию о сокращении численности народа за 2018 год, плюс к тому следует учитывать и международную напряженную обстановку, международные санкции против Российской Федерации, а также и наступивший международный правовой и территориальный спор по поводу Южных Курил.

«Народ вновь хочет быть источником национального суверенитета. Этот тренд, похоже, берет начало со старта «русской весны» и возвращения Крыма. Судя по соцопросам, люди изменили идентификацию национального суверенитета с внешнеполитического позиционирования (против кого мы) на внутриполитическое.». [9, с.13].

В первую очередь при построении того или иного внешнеполитического курса, по нашему мнению, следует учитывать:

  1. Концепцию развития страны на годы и на десятилетия – на какую концептуальную платформу опирается страна в ходе своей поступательной эволюции. Ранее был идеологический курс социалистического развития страны и приведения ее к коммунизму, который представлялся народам Советской России, как идеология коммунизма. Но идеология, это всего лишь внешняя содержательная форма концепции развития и жизнедеятельности страны и ее народа;
  2. Уровень общего эволюционного развития страны;
  3. Уровень вовлеченности людей в политические процессы;
  4. Уровень социального благополучия и нравственно – энергоинформационной атмосферы, окутывающей страну;
  5. Общие риски и угрозы, присущей каждой стране и каждому народу, указанные в Концепции внешней политики Российской Федерации.
  6.  Уровень развития лиц и структур, ответственных за внешнюю политику и внешнеполитический курс;
  7.      Уровень общей технологической и экономической базы страны.

« Несмотря на высокую долю экспорта в ВВП, внутреннее домашнее потребление существенно выше – 65% ВВП против 25%. Российский ВВП – примерно 90 трлн рублей, 65% от него – это 58 трлн. Из них, грубо, в силу бедности населения 35% тратится на еду, столько же на обязательные расходы на жилье, прежде всего на коммунальные услуги. При этом цены на продукты питания в России очень близки к европейским, а доходы в разы ниже.». [9, с.17].

Если иметь в виду внешнеполитические интересы России по достижению экономического лидерства, то они пока абсолютно не осуществимы. Стоит только отметить тот факт, что Россия находилась в 2018 году на 13-м месте по ВВП, а США – на 1-м, КНР – на 2-м. Конкуренции здесь не может быть и в принципе. «На первом месте, как и всегда, расположились Соединенные Штаты Америки, на втором – Китайская Народная Республика. Россия в этом списке оказалась на тринадцатом месте, что является вполне достойным показателем в текущей экономической ситуация, которая сложилась в мире».[10, с.1].

Объем ВВП у США – 19284.99 млрд. долларов, у Российской Федерации – 1267.55 – млрд.долларов.

Кроме этого, Российскую Федерацию опережают Япония, Германия, Великобритания, Франция, Индия, Италия, Бразилия, Канада, Южная Корея, Испания.

Исследователь Игорь Пыхалов считает, что нынешняя Российская Федерация является неким барьером защиты США от КНР, так, по его мнению, США воспринимают Россию на сегодняшний момент времени: « Вот и получается, что коренные интересы США прямо противоположны нашим: американцы хотели бы видеть Россию не сильной и процветающей, а слабой и зависимой, каковой она сейчас и является. Правда, и добивать нас окончательно пока тоже резона нет. Россия еще может пригодиться в качестве пушечного мяса против других врагов Соединенных Штатов – того же Китая или исламских государств.». [11, с.6].

Он же и добавляет: «Так, если в 1997 году ассигнования на нужды Разведывательного сообщества США составили 26,6 миллиардов долларов, то в 2007 году – уже 43,5 миллиардов.». [11, с.6].

Американцы не прекращают подготовку к различным войнам, которые как они считают могут произойти в будущем, они не начинают строительство нового типа своей страны, основанной на глубочайших этических и моральных принципах, которые они могли начать, как ведущая мировая держава, и которые могли бы принести им полезные дивиденды в будущем. Нет они сами идут к войне и толкают весь остальной мир туда же.

«В первом президентском меморандуме Дональда Трампа по национальной безопасности NSPM – 1  «Перестройка ВС США» ( 2017 г.) заявлено, что необходимо продолжить трансформацию Вооруженных Сил как основного гаранта продвижения американских интересов с позиции силы и США должны готовиться к войнам нового поколения. По заявлению бывшего командующего объединенным командованием ССО (ОК ССО) Макрейвана, «для Сил специальных операций наступил золотой век» ( см. также журнал «Национальная оборона» № 5/2017).» [12, с.65].

Неужели и Дональда Трампа, который в свое время сам заканчивал военную академию, и других, так сказать, мировых лидеров ничему не научил весь печальный опыт XX века и всей человеческой хронологии?

Неужели две мировые войны, революции, кризисы, теракты, дефолты не образумили человечество, не включили у него разум и осознание последствий за свои действия и естественную человеческую нравственность и мораль?

Итак, выводы по данной научной статье:

  1. Российской Федерации для дальнейшего положительного эволюционирования в поступательном политическом аспекте, следует учитывать тяжелейшие глобальные проблемы, наступившие для всего человечества при проведении своего внешнеполитического курса;
  2. Российской Федерации следует учитывать опыт гибридных войн, и нарастающие гибридные угрозы, которые угрожают не только ей, но и всей цивилизации;
  3. Российской Федерации следует учитывать уровень проблем, имеющих глубокий системный факторный характер внутри своей страны, и решать их в положительном ключе для всего коренного многонационального народа России, чтобы от этого был реальный положительный результат для людей;
  4. Многонациональному народу России следует понять, что по Конституции Российской Федерации, он и есть источник власти и ему необходимо стараться развиваться в положительном направлении – нужно учиться думать, понимать, осознавать протекающие процессы и действовать в соответствии со своими конституционными правами и обязанностями, и от  него во многом зависит истинное будущее страны. Уровень эволюции народа зависит от уровня понимания истинности происходящих процессов с учетом на опору нравственности народа;
  5. Руководству страны также необходимо осознать весь негативный и печальный опыт войн,  военных и политических конфликтов на Земле, прежде чем принимать то или иное решение по вопросу внешней политики страны. Внешняя политика автоматически синхронизируется с внутренней политикой страны. Внешняя политика – Внутренняя политика – Глобальная политика – это три сердцевины и оси одного целого. Проблемы внутри страны автоматически отображаются на мировой политике, и наоборот.

Сергей Марков, директор Института политических исследований, пишет: « По итогам Первой мировой войны были приняты, очевидно, глубоко ошибочные решения, которые не просто создали предпосылки для Второй мировой войны, но и сделали ее неизбежной. Поэтому многие историки считают Вторую мировую войну прямым порождением Первой.». [13, с. 29].

Он же проницательно анализирует современную политическую обстановку с учетом опыта Мировых войн: « Наиболее вероятный сценарий начала масштабной войны может заключаться в том, что слабые лидеры под давлением агрессивной прессы, находящейся под контролем глубинных государств, будут цепочкой почти случайных решений втягиваться в противостояние, которое может привести к ядерной катастрофе». [14, с.38].

  • Многонациональному народу России следует наладить дела в своей собственной стране, решить вопрос со своим материальным, духовным, моральным, энергоинформационным благополучием. В первую очередь убрать весь накопившийся мусор на своей территории, на своей земле – соблюдать благоприятную окружающую среду. Ведь, это как аксиома: гармония и спокойствие в стране, соответственно, и порядок во всех остальных делах, особенно и во внешней политике.  Мы должны оставить после себя добрую память у своих потомков;
  • Вся культура, наука, образование, спорт, здоровье, экономика, технологии, этическо – нравственное воспитание, управление –  все это должно положительно развиваться во благо многонационального народа в России. У страны и народа должна быть сформулирована конкретная и глобальная цель: для чего они здесь существуют, какие цели всеобщего эволюционного развития они должны ставить перед собой.

В современном мире наблюдается резкая дифференциация доходов не только на уровне отдельных людей, или социальных групп, но и среди отдельных стран.

Разные регионально – континентальные страновые субъекты различаются не только своей культурой, менталитетом, этническими составляющими, но и экономическими дифференцированными доходами.

Российская Федерация при проведении своей внешней политики должна учитывать этот фактор. Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на увеличение могущества внешних связей страны, на увеличение добровольного иностранного инвестиционного притока, на улучшение межкультурных и социальных связей, на развитие технологий, при этом не ухудшая экологическую обстановку внутри страны и во всем остальном мире, но при этом учитывая интересы многонационального народа России.

«Небывалым стало расслоение населения Земли по уровню жизни. Сейчас в странах «золотого миллиарда», где проживает около 20% населения планеты и где сформировалось так называемое общество потребления, расходуется около 86% всех мировых ресурсов и образуется 75% всех отходов от хозяйственной деятельности человечества. В то же время в беднейших странах, образующих 20% населения планеты и относящихся к категории развивающихся, производится всего 1% мирового ВВП. В большинстве стран, где проживает 60% населения Земли, потребляется 13% мирового ВВП.». [15, с.330].

Таковы выводы по итогам написания данной научной статьи.  

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 дек.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 05.09.2014 № 2 – ФКЗ_ СЗ Российской Федерации, 04.08.2014, № 31 ст. 4398. – С.15, 16, 43,53.
  2. В России ускорилась убыль населения – ВЕДОМОСТИ [Электронный ресурс] // Сергей Смирнов, Георгий Ящунский / Ведомости. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/09/19/781380-ubil. – (Дата обращения: 01.02.2019).
  3. Концепция внешней политики Российской Федерации ( 12 февраля 2013 г.) [Электронный ресурс]: Информационно – правовой портал ГАРАНТ.РУ. – Режим доступа: http://www.garant.ru / products/ ipo/ prime/doc/70218094/ – (Дата обращения: 01.02.2019).
  4. Рогожкин В.Ю. Прикладная эниология. Учебное пособие [ Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php / 147554/6/Rogozhkin_-_ Prikladnaya_eniologiya._ Uchebnoe_ posobie.html. –  (дата обращения: 25.12.2017).
  5. Бартош А.А. Гибридные угрозы в повестке ОБСЕ [Текст] / А.А. Бартош // НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 38. С.1,5.
  6. Ефимов В. Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы. [Текст] / В.Ефимов; СПб.: ИГ «Весь», 2017. – 608 с.
  7. Бжезинский З. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис [Текст]; пер. с англ. М.Десятовой. – Москва. Астрель, 2012. – 285 с.
  8. 77% россиян выступают против передачи Японии южных Курил [Электронный ресурс] // Газета.Ru. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2019/01/28_a_12147805.shtml. – ( Дата обращения: 01.02.2019).
  9. Гурова Т. Обухова, Е. Скоробогатый П. Либерализм нуждается в демократии [Текст] / Татьяна Гурова, Евгения Обухова, Петр Скоробогатый // Журнал « Эксперт». – 2019 ( 21-27 января).- № 4. – С .13, 17.
  10. Рейтинг стран ВВП [Электронный ресурс] // Рейтинг стран ВВП. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/17_rejting – stran-po-vvp-2018/ – (Дата обращения: 01.02.2019).
  11. Пыхалов И.В. ЦРУ и другие спецслужбы США [Текст] / И.В.Пыхалов. – Москва: Яуза: Эксмо, 2010. 384 с.
  12. Вильданов М.П., Сухарева О.А. Силы специальных операций США: тенденции развития [Текст] / М.П.Вильданов, О.А.Сухарева // Национальная оборона. № 12 ( 153)  декабрь 2018.
  13. Марков С.А. Мир перед катастрофой [Текст] / С.А.Марков // Национальная оборона. № 12 ( 153)  декабрь 2018.
  14. Марков С.А. Мир перед катастрофой [Текст] / С.А.Марков // Национальная оборона. № 12 ( 153)  декабрь 2018.
  15. Клементьев Д.С. Социология / под ред. Д.С. Клементьева. [Текст]. – М.: АСТ: СЛОВО; Владимир: ВКТ, 2010. – 480 с.

119034 Москва, Пречистенка, 10/2 строение 1
Russia 119034 Moscow Prechistenka 10/2 building 1
МСОД © 2005 -