Вспоминая Анну Герман
Почётный работник ФА Россотрудничество МИД РФ, заслуженный деятель польской культуры Станислав Иванович Ксёнжик, один из организаторов Дней польской культуры в Москве, состоявшихся в апреле 1974 года, поделился своим воспоминанием об одном из памятных событий, связанных с Анной Герман как участницей этой крупномасштабной акции. Ниже публикуем его воспоминание, озаглавленное «День, освещённый Аннушкиным светом». Воспоминание было написано для книги “Анна Герман. Сто воспоминаний о великой певице”, автором-составителем которой является Иван Ильичёв. Редакционная правка, к сожалению, исказила некоторые факты, допустила неточности в названиях и дате проведения Дней польской культуры. Ниже публикуем воспоминание в оригинальной версии.
День, освещённый Аннушкиным светом
Одним из многих крупнейших мероприятий, в котором мне в качестве ответственного секретаря Центрального правления Общества советско-польской дружбы вместе с моими коллегами пришлось принимать деятельное участие в их подготовке и проведении, явилась крупномасштабная акция Дни польской культуры в СССР, посвящённая 30-летию Польской Народной Республики (апрель 1974 года). Проводились Дни в соответствии с межгосударственными советско-польскими соглашениями о культурном сотрудничестве. Тем не менее, в нем были также предусматрены мероприятия по линии общественных организаций и, в том числе, Общества советско-польской дружбы. С того времени минуло пятьдесят лет, но одно из многочисленных мероприятий запало в душу и до сих пор навевает добрые чувства.
Программа Дней была обширной. И, несмотря на большое количество концертов, театральных представлений, творческих встреч, но из-за аншлагов далеко не все москвичи могли их посетить.
В составе польской делегации, прибышей в Москву для участия в Днях, было много видных польских деятелей литературы и искусства. Среди них была и великолепная польская певица Анна Герман, пользовавшаяся огромной популярностью среди советской публики. Концерты в Москве с её участием проходили в престижных московских залах. Достать на них билеты было трудно, все они раскупались заранее.
Накануне открытия Дней польской культуры ко мне обратился председатель комитета польско-советской дружбы Московского металлургического завода «Серп и молот», он же главный инженер Николай Драч с необычной просьбой. Сначала он в качестве пролога к просьбе сказал: «Хочу напомнить, что наш коллектив является одним из инициаторов создания в Москве Общества польско-советской дружбы, которое на своем учредительном собрании было создано в декабре 1957 года. Мы активно сотрудничаем с польским металлургами, участвуем во многих мероприятиях, проводимых в Москве по случаю памятных и знаменательных дат, связанных с культурными и научными событиями в жизнедеятельности народов СССР и Польской Народной Республикой”.- Немного удивившись такому началу разговора, я успокоил собеседника, что деятельность коллектива мне и правлению хорошо известна и высоко оценивается. Затем Николай Драч сказал: “Руководство и представители коллектива завода хотели бы пригласить Анну Герман на встречу с нашим девятитысячным коллективом. Понимаю, что имеется немало желающих пригласить в гости Аннушку, но прошу учесть нашу просьбу и выполнить её, даже если это кажется невозможным”.
Прежде, чем обратиться с просьбой к Анне Герман, мне довелось заручиться поддержкой руководства Минкультуры СССР, Посольства ПНР в СССР, руководителя польской делегации. Все готовы были поддержать нашу инициативу, но всё зависело от того, как воспримет это предложение Анна Герман. Дело в том, что график её выступлений был очень напряжённым, и времени на отдых оставалось совсем немного.
К огромной моей и Николая Драча радости Анна Герман с большой сердечностью приняла приглашение, и в назначенный день и час прибыла на завод. Задолго до начала встречи зал был полон. Оказывается, цеха и бригады соревновались за право получить пригласительный билет. Николай Драч, говоря об этом, отметил небывалый энтузиазм и большие трудовые показатели в работе. Многие из тех, кто не попал в зал, просто пришли к Дворцу культуры, чтобы вручить Анне цветы, попросить автограф, сказать ей тёплые слова. Из-за этого концерт начался с опозданием, но никто не возмущался и не покинул зал.
И вот наступил момент, когда Анна Герман вышла на сцену. Публика встретила певицу стоя. Аплодисментам не было конца. А она стояла на сцене, скромно сомкнув руки, кланяясь и пытаясь успокоить зрителей. Но ураган аплодисментов продолжался. Молодёжь несла цветы, а Анна для каждой девушки и каждого парня находила улыбку и слова благодарности, от чего публика еще больше буйствовала. Казалось, не было силы, способной остановить этот поток аплодисментов. И тут Анна запела «Надежду». Зал мгновенно затих и слушал песню стоя: боялись нарушить чарующий голос перицы стуком от сидений кресел.
Концерт был необычным. Анна Герман пела польские и советские песни. Между исполнением песен она рассказывала о своём детстве, о пути к творческому успеху. И было в этом столько искренности и обаяния. Не обошлось и без юмора – зрители смеялись вместе с Анной, когда она шутила по поводу своего роста. Она рассказала о том, что будучи выпускницей лицея, она посоветовалась со своими друзьями насчёт того, стоит ли ей пойти учиться в консерваторию. Друзья ответили одобрительно, а один острослов заметил: “Голос у тебя великолепный. Но исполнять арии тебе придётся только в лежачем положении, поскольку никакой уважающий себя тенор не захочет петь рядом с тобой”. Послушавшись совета мамы, Анна поступила на геологический факультет университета, который успешно окончила. Но тяга к музыке и пению по-прежнему влекла её. И её Величеству судьбе было угодно, чтобы её мечта сбылась.
Говоря о своих творческих успехах, Анна Герман с большой признательностью говорила о творческом сотрудничестве с советскими композиторами Александрой Пахмутовой, Евгением Птичкиным, Яном Флярковским и многими другими деятелями искусства нашей Родины.
У Анны Герман были богатые вокальные возможности.Во время концерта она неожиданно для собравшихся исполнила русскую народную песню «Эй, ухнем!»: трудно было поверить, что женщина сможет спеть её в баритональной тональности.
Встреча длилась почти четыре часа. Ведущий концерта несколько раз говорил, что пора заканчивать встречу и Анне Герман необходим отдых. Но певица продолжала петь, отвечать на вопросы из зала. А потом многие зрители поднимались на сцену, чтобы просто поцеловать Анну, поблагодарить за встречу. Не обошлось и без приятных сюрпризов. Одна бригада вручила Анне Герман для её сыночка Збышека изготовленный ими игрушечный автомобиль. А через пару минут другая бригада вынесла на сцену значительных размеров игрушечный грузовичок.
Столько лет прошло с того времени, а в памяти остался тот День, освещенный Аннушкиным светом.
Комментарий президента Общества культурного и делового сотрудничества с Польшей Василия Андреевича Мижерикова
Статья, написанная Станиславом Ивановичем, описывает события 50-летней давности, когда отношения между нашими странами были по-настоящему добрососедскими. Это прозвучало в каждой фразе небольшого очерка о встрече любимой в нашей стране полькой певицы Анны Герман с прославленным в СССР коллективом Московского металлургического завода «Серп и Молот», являющегося одним из организаторов создания в 1957 году Общества польско-советской дружбы.
Я помню этот дух братства, которым были проникнуты доперестроечные годы, когда отношения между странами, входившими в Варшавский договор, были открытыми и плодотворными по многим направлениям, начиная с экономических и туристических до культурных, образовательных и научных.
Я сам с большой любовью относился к исполнительному мастерстве Анны Герман, много раз в дружеских компаниях исполнял хорошо нам знакомые песни «Надежда», «Эхо любви» «Когда цвели сады» из её репертуара. Надо отметить, что советская интеллигенция с интересом следила за фестивалями в Зеленой Гуре и Сопоте, а такие наши исполнители авторской песни как Булат Окуджава и Владимир Высоцкий пользовались в ПНР заслуженной любовью, часто выступая с концертами перед польской публикой, внося значительный вклад в укрепление и развитие добрососедских отношений между нашими народами.
В этой связи хочется отметить, что в 1973 году мне довелось сотрудничать с польскими специалистами по установке (по договоренности между Варшавским и Ростовским-на-Дону университетами) электронно-вычислительной машины ОДРА, занимавшей целую комнату. Наши производственные отношения по моей инициативе дополнялись экскурсиями по городу и его окрестностям, а также посещением городской картинной галереи. В благодарность за мои попытки культурно разнообразить их досуг, Анджей от имени всей группы подарил мне привезенный из Польши диск-гигант с печными Булата Окуджавы, исполняемыми самим автором и рядом известных польских артистов. В этом же году я переехал в Москву и мои отношения с польскими компьютерщиками прекратились, но теплые воспоминания об этом кусочке моей жизни сохраняются и по сей день.
К сожалению, приходится констатировать, что тот высокий уровень сотрудничества по многим направлениям, которых поддерживался на протяжении ряда лет с обеих сторон, в настоящее время практически утрачен. Остаётся лишь надеяться, что наступят такие времена, когда разум и воля к взаимопониманию и взаимоуважению возобладают снова между нашими народами, богатыми своими достижениями в культурной, образовательной и иных важных областях человеческой деятельности.