Slider

Место Польши и России в современном мире

11 декабря 2020 года  в Варшаве состоялись научные дебаты по теме «Место Польши и России в современном мире. Что должны сделать поляки и россияне для того, чтобы восстановить добрососедские отношения?». Организаторами были Ассоциация сотрудничества Польша-Восток (правопреемник Общества польско-советской дружбы), Общество сотрудничества Польша-Россия и Кафедра политологии и международных отношений Варшавского университета. В дебатах в заочном формате приняли участие также и представители российской общественности.  В соответствии с приглашением польских организаторов вице-президент Общества культурного и делового сотрудничества с Польшей С.И.Ксенжик подготовил и направил в оргкомитет свою статью, которую мы помещаем ниже.             

Ксёнжик Станислав, филолог, эссеист, Россия, Москва

Культурные и исторические ценности народов России и Польши – важный фактор сохранения добрососедских отношений

Российская общественность с энтузиазмом восприняла приглашение принять участие в обсуждении столь животрепещущей проблемы, как обострившиеся до предела межгосударственные российско-польские отношения, которые не могут не оказывать негативного влияния на умонастроения россиян и поляков, на их взаимоотношения. Как и многие российские участники дружеского диалога с польской общественностью, я уверен в том, что только голос разума и здравого смысла способны предотвратить разрастание напряжённости в межгосударственных российско-польских отношениях и восстановить нормальные отношения между нашими народами и странами. Реализация итогов научных дебатов, вне всякого сомнения, будет служить этой благородной цели. При этом организаторы и участники дебатов понимают, что достижение этой цели зависит от многих факторов.

         В первую очередь, очень важным фактором и, пожалуй, самым главным, является политическая воля руководителей обеих стран выстраивать отношения на принципах добрососедства, взаимного доверия и взаимовыгодного сотрудничества. Как известно, руководители в своих действиях исходят из государственных интересов своих стран.

         Руководство Российской Федерации, отстаивая государственные интересы на международной арене, вынуждено реагировать на современные вызовы и риски, Одновременно оно выступает за мирное сосуществование стран и народов.

         Как видится со стороны, польские государственные   интересы обусловлены различными договорами и соглашениями с Евросоюзом и НАТО, обязательствами перед США, которые имеют далеко не дружественную направленность по отношению к России. Под видом надуманной угрозы для Польши, которая, якобы исходит от России, вблизи польско-российской границы размещается воинский контингент США. Провокация удалась: теперь Россия вынуждена предпринять меры для обеспечения своих рубежей от угрозы, исходящей с польской земли.

         К превеликому сожалению, в своём стремлении окончательно разрушить доброжелательные отношения между нашими народами, польские правители прибегли к такому инструменту, как русофобия. Для этого используются самые нечистоплотные методы. Вот лишь некоторые из них.

         Польское правительство вслед за американскими санкциями против России объявило свои санкции. В ответ Польша получила российские санкции в виде отказа от импорта яблок. Пострадали польские производители, но опять польское правительство внушило своим соотечественникам, что это вина россиян. Не по-джентльменски, но зато эффективно, поскольку публика восприняла ответные российские санкции как происки против Польши.

         Прошло десять лет после ужасной авиакатастрофы, в которой погибли президент Республики Польша с супругой и руководители министерств и ведомств польского государства. Это трагическое событие некоторыми польскими политиками используется для того, чтобы обвинить Россию в случившемся. И хотя международные авиационные эксперты не нашли вины россиян, и с этим решением согласились официальные лица Польши, тем не менее некоторые польские политики продолжают будоражить своими домыслами о русском следе» общественное мнение поляков.

         И у россиян, и у поляков накопилось немало претензий и обид. Постоянно находиться под их прессом, значит не видеть будущего, не стремиться к развитию добрососедских отношений.

         Одной из незаживающих ран польского народа является расстрел офицеров Войска Польского в Катынском лесу. Понимая, что эта обида будет передаваться из поколения в поколение, советское правительство в конце 80-х годов прошлого столетия отказалось от выводов комиссии под руководством академика Н.Н.Бурденко, расследовавшей эту драму вскоре после освобождения Красной Армией Смоленска от немецко-фашистских захватчиков, и признала вину прежнего руководства СССР в содеянном. Принципы принципами, а консенсус во имя будущего важнее их.

         Россияне также помнят нанесённую им обиду в начале 20-х годов прошлого столетия, когда-то в Польше были замучены десятки тысяч красноармейцев, попавших в плен после «Чуда над Вислой». Их трактовали как ненавистных полякам большевиков, о чём известно из архивных материалов. Но ни тогда, ни в ХХI веке польские политики и историки не учитывают тот факт, что в большинстве своём это были молодые люди – рабочие и крестьяне, парни и девушки, которых призвали в армию и дали оружие для защиты своей Отчизны. К превеликому сожалению, до сих пор признания вины за их гибель польская сторона не сделала. А ведь потомки этих военнопленных до сих пор ждут покаяния.    

         Неприглядную роль в деле нагнетания отношений вражды и ненависти между нашими странами и народами играют  некоторые недобросовестные «толкователи» истории польско-российских отношений. Происходит это по утверждению польского поэта и критика Збигнева Ежины: «Всё в руках Господа, только История ускользнула из-под Его контроля». А англичанин Сэмюэль Батлер подкрепляет эту мысль: «Бог не может изменить прошлое, но историки могут».

         Общеизвестно, что в истории российско-польских отношений имеется немало полных драматизма событий. Как показала жизнь, толкованием их, исходя из конъюнктурных устремлений, грешат многие историки. Порой полуправда или смещение акцентов служат достижению поставленных целей. Вот один из примеров из истории российско-польских отношений «глубокой старины».  

         В Российской Федерации с 2005 года отмечается государственный праздник – День народного единства. Своими корнями он исходит от событий 400-летней давности – Смутного времени. В обосновании учреждении этого праздника говорилось об изгнании польских интервентов во главе с королевичем Владиславом из Кремля и Московского государства. Польская сторона обиделась за такую формулировку, а польские историки постарались истолковать это событие по-своему. Мол, русские пригласили королевича на престол, а потом прогнали его и польский гарнизон из Кремля. Действительно, правившая в России во время Смуты «семибоярщина» пригласила в 1610 году королевича Владислава Ваза на престол. И он правил в государстве, но царём не стал. Дело в том, что он не выполнил, да и вряд ли мог выполнить одно из главнейших условий – отречься от католической веры и принять православие. Без этого акта он не мог быть Помазанником Божьим на царский престол.

          В 1617 году король Сигизмунд Третий Ваза под предлогом  устранения царя Михаила Романова, которого он считал  «узурпатором», и восстановления в правах «законного царя» Владислава Ваза отправил польско-литовские войска численностью 12500 солдат и офицеров под командованием королевича Владислава и литовского гетмана Яна Кароля Ходкевича «усмирять Россию». На помощь им затем был направлен подвластный Речи Посполитой гетман Войска Запорожского Пётр Конашевич-Сагайдачный с 20-тысячной казацкой ратью. О том, какие беды и разорения принесли русскому народу «усмирители», подробно описал  современный украинский историк-исследователь Юрий Сорока в своей книге «Поход гетмана Сагайдачного на Москву.1618». Нависшая над Московским государством угроза порабощения заставила граждан забыть все распри и междоусобицы и встать на защиту своего Отечества. Известный русский и украинский историк Х1Х столетия Н.И.Костомаров в книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» (факсимильное издание в 3 томах, 1874, Санкт-Петербург) описал атмосферу патриотизма, проявившуюся перед лицом надвигавшейся на Русь опасности: «9 сентября 1618 года собран был земский собор всех чинов людей московского государства, и все чины единогласно объявили, что они будут стоять за православную веру и своего государя, сидеть с ним в осаде безо всякого сумнения, не щадя своих голов будут  биться против недруга его, королевича Владислава, и идущих с ним польских и литовских людей и черкас».  Под словом «черкас» историк имел в виду запорожцев. Именно этот Акт, описанный историком, стал основой для учреждения государственного праздника Российской Федерации – Дня единства народа!

         Поскольку Научные польско-российские дебаты проводятся в году, когда исполнилось 75 лет завершения Второй мировой войны и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, невозможно не затронуть такого болезненного для граждан России вопроса, как переписывание в Польше итогов Второй мировой войны и освободительной миссии Советских Вооруженных сил в период 1944-1945 годов. Руководствуясь политической конъюнктурой, некоторые историки изображают воинов Красной Армии как агрессоров и оккупантов. На Советский Союз возлагают вину за поражение варшавского восстания против немецко-фашистских захватчиков и тем самым пытаются оправдать провокацию польского правительства, пребывавшего в эмиграции. Наш народ воздаёт дань глубочайшего уважению беспримерному подвигу и мужеству варшавян, которые, не имея достаточного вооружения, поднялись на смертный бой с ненавистным врагом. Но почему-то польские историки замалчивают неоспоримые факты, что советские воины, стремившиеся помочь восставшим варшавянам, заплатили сотнями жизней погибших своих боевых товарищей, сражавшихся на Магнушевском плацдарме, преодолевая плотную оборону гитлеровцев.

         Плечом к плечу с советскими воинами против ненавистного врага сражались воины Народного Войска Польского. Созданная в Советском Союзе весной 1943 года Первая польская пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко прошла вместе с бойцами Красной Армии славный боевой путь, который начался с победоносной битвы в составе 33-й советской армии под белорусским городком Ленино (12 октября 1943 года), продолжался в жесточайших боях по изгнанию гитлеровских войск с польских земель и завершился в поверженном Берлине. В сражениях против немецко-фашистских войск в составе двух армий Народного Войска Польского принимало участие почти 350 тысяч поляков. В параде Победы 24 июня 1945 года в Москве, на Красной площади прошли парадным маршем подразделения Народного Войска Польского, колонну которых возглавлял Герой Советского Союза генерал армии Станислав Поплавский. Об этом помнят не только в России, но и потомки тех поляков, кто плечом к плечу сражались с общим врагом и вместе переносили тяготы войны.

         К сожалению, и здесь некоторые польские политики и конъюнктурные историки сделали своё неблаговидное дело, предав забвению память о воинах Народного Войска Польского. Одним из таких «деяний» явилось утверждение о том, что, якобы, в этой армии не было поляков. Ложь, шитая белыми нитками. Куда они отнесут память о генерале Войцехе Ярузельском, который после окончания Рязанского пехотного училища сражался в рядах Народного Войска Польского и в ранге капитана возглавлял взвод конной разведки. Неужели предан уже забвению генерал Зигмунд Берлинг, который посчитал, что ближайший путь к Берлину лежит на советско-германском фронте, и стал командиром Первой польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко. Лично я был знаком с бывшим в то время начальником штаба этой дивизии, а после войны генералом Антоном Сивицким, который в послевоенное время жил в Москве и являлся одним из инициаторов создания Общества советско-польской дружбы.

         В 80-е годы прошлого столетия я, во время работы директором Дома советской науки и культуры в Варшаве, имел честь общаться с генералом Войска Польского Францишеком Цимбаревичем. Он, как и многочисленные члены польской ветеранской организации – Совет поляков – бывших воинов Красной Армии, прошёл славный боевой путь: начался он с первых дней Великой Отечественной войны  в рядах Красной Армии и затем был продолжен в Народном Войске Польском. В послевоенные годы генерал Ф.Цимбаревич являлся главным квартирмейстером Войска Польского и вместе с Министром обороны Польши Константином Рокоссовским внёс большой вклад в организационное и военное укрепление Вооружённых сил ПНР.

         Общеизвестно, что прославленный советский полководец, дважды Герой Советского Союза маршал СССР К.К. Рокоссовский пользуется глубочайшим почтением у граждан России. Одновременно россияне знают, что Константин Константинович по своему происхождению поляк. И этот факт воспринимается  как символ боевого братства обоих наших народов. Тем не менее, их возмущает пренебрежительное отношение части польской общественности к памяти Маршала двух народов. Особенно это проявилось во время проведённой в Российском центре науки и культуры в Варшаве в 1996 году  Международной научной конференции, посвящённой 100-летним юбилеям маршалов СССР  Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского. Принимавший участие в открытии Конференции вице-маршал Сейма Александр Малаховский упрекнул организаторов за то, что отмечают юбилей непопулярного в Польше маршала К.К. Рокоссовского, которого поляки считают сталинистом. Неожиданным для всех участников Конференции явился резкий ответ на это выступление английского учёного. Суть его выступления сводился к тому, что он, как представитель Британской военной академии, не понимает такого пренебрежительного отношения представителя польской власти к памяти своего выдающегося соотечественника. К тому же он добавил, что в его Академии считают маршала Рокоссовского выдающимся военачальником, изучают его военно-стратегические решения, его боевой путь и стиль командования войсками в период боевых действий, а также – его внимание к обеспечению боеготовности вверенных ему войсковых подразделений. В своём выступлении генерал Войцех Ярузельский поддержал высокое мнение английского учёного, и рассказал о многих фактах из жизни и многогранной деятельности Маршала двух братских народов на посту Министра народной обороны ПНР. Несмотря на предвзятое отношение части польского населения к памяти маршала Польши Константина Рокоссовского, россияне всегда будут почитать его и как прославленного военачальника, внесшего величайший вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне, и как человека, искренне любившему Польшу и уважительно относившемуся к России.     

         Невозможно вычеркнуть из истории Польши боевого офицера Народного Войска Польского полковника Януша Пшимановского,   журналиста и писателя. Он ещё при жизни воздвиг себе памятник, написав повесть «Четыре танкиста и собака», чтобы молодое поколение поляков узнало и помнило о боевом содружестве советских и польских воинов. Величайшим и благороднейшим делом, венчавшим его творческую деятельность, стала книга «Память». В ней, благодаря кропотливой многолетней работе автора, описаны захороненные в польской земле 78 тысяч советских воинов. Это великое дело полковник Януш Пшимановский собирался продолжить, ведь в боях за освобождение Польши погибло более 600 тысяч советских военнослужащих.

         Могут показаться неуместными мои личные воспоминания, да простят меня читатели, но считаю важным упомянуть о том, что мой отец – поляк по происхождению, после освобождения Львова от немецко-фашистских захватчиков (1944 год) записался добровольцем в Народное Войско Польское и воевал в составе 9 польской дивизии. Погиб в боях под Дрезденом, в Баутценском сражении, когда польская дивизия и взаимодействовавшая с ней 52-я советская дивизия сразились с мощной немецкой группировкой и понесли большие потери. Так что голословные заявления «толкователей» истории я воспринимаю как личное оскорбление чести и достоинства моего отца. А он был мужественным и стойким воином. В 1939 году он, рядовой Войска Польского, с первых дней польско-германской войны был на фронте. Попал к немцам в плен. Но не смирился с позором плена и, рискуя жизнью, бежал. Он ненавидел немцев и называл их «швабами».   

         Сегодня я, как и многие граждане России, огромной признательностью воспринимаю благородную деятельность польских волонтёров из Содружества «Курск», который возглавляет господин Ежи Тыц. Как он сам сказал, занимаясь сохранением и реставрацией могил и памятников советским воинам и польско-советскому братству по оружию, выполняет завещание своей бабушки хранить память о советских воинах, которые спасли ей жизнь. 

         В Советском Союзе дорожили боевым содружеством советских и польских воинов. Тогда же с большим пиететом произносились слова – советско-польское братство по оружию. Это словосочетание, по всей вероятности, появилось после ответа И.В. Сталина  на вопрос одного из руководителей Польши В. Гомулки: – Сколько мы должны платить Советскому Союзу за вооружение, которое получила Польша? – Тогда глава Советского Правительства ответил: «За кровь нет платы. Союзники кровью не торгуют». В этом ответе был заключён глубокий смысл и отражал высокую оценку вклада Народного Войска Польского в общее дело – разгром гитлеровской Германии. Этим подчёркивалось значение братства по оружию для строительства новых отношений между народами СССР и Польши без войн и вражды, основанных на принципах дружбы, сотрудничества, взаимопонимания и доверия.

         Дорожат боевым братством и в современной России. Так, в честь 75-летия освобождения Варшавы от немецко-фашистских захватчиков (17 января 1945 года) в Москве по инициативе Общества культурного и делового сотрудничества с Польшей, состоялось в Московском доме национальностей научное мероприятие – Круглый стол «Боевое содружество Красной Армии и Народного Войска Польского (1943-1945 годы)». В его работе приняли участие многие учёные-историки, представители высших учебных заведений, министерств и общественных организаций.  

         Вспомнили учёные и о том, что в первые недели после нападения гитлеровских полчищ на СССР в Москву прибыл глава польского эмигрантского правительства в Лондоне генерал Владислав Сикорский, Во время встречи с И.В. Сталиным была достигнута договорённость о том, что советская сторона вооружит и обеспечит всем необходимым польских военнослужащих, находящихся в лагерях военнопленных, направит их на советско-германский фронт. Корпус под командованием генерала Андерса был сформирован, но неожиданно командование корпуса ослушалось приказа генерала В. Сикорского и через Узбекистан отправилось в Иран воевать с немцами в южных странах. Советский народ воспринял этот выпад как предательство и срыв договорённостей высоких сторон. Известно, что польские воины мужественно сражались в составе антигитлеровской коалиции. Заслуживает глубокого уважения мужество и героизм,  проявленные польскими воинами в кровопролитном бою с гитлеровцами  под Монте Касино. Примером такого отношения россиян явилось очень показательное событие. Во время недавнего открытия Фестиваля польских фильмов «Висла» в московском кинотеатре «Художественный» прозвучала песня «Красные маки на Монте Касино» в исполнении на польском языке Ансамблем песни и пляски Российской Армии. Ведущий торжества вкратце рассказал об истории возникновения этой песни и событиях, воспетых в ней. Когда раздались первые звуки песни все зрители в зале (более тысячи человек) встали и молча прослушали реквием по погибшим польским воинам. Напрашивается очевидный вывод: кровь, пролитая за священное дело – бесценна!

         Ещё на фронтах Второй мировой войны гремели выстрелы и гибли военные и мирные люди, а уже 21 апреля 1945 года в Москве руководители советского и польского правительств подписали Договор о дружбе и послевоенном сотрудничестве. С того времени в течение более 45 лет советский и польский народ жили в мире и сотрудничестве. Эти годы являются замечательным примером больших созидательных возможностей между народами, которых единит взаимная доброжелательность и сотрудничество.

         Для наших народов символами дружбы наших народов является дружелюбие двух гениев – Александра Сергеевича Пушкина и Адама Мицкевича. Как известно, великий польский поэт Адам Мицкевич с 1824 по 1829 год жил в России – в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, приезжал в Крым. В 1826 он познакомился с Александром Пушкиным в Москве. На фасаде дома на Глинищевском переулке №6 (в то время гостиница «Север», а затем – «Англия»), где состоялась встреча двух гениев – светочей русской и польской культур  был установлен  в 1956 году мемориальный горельеф, изготовленный польским скульптором М.Мильбергером. На довольно большого по размерам горельефе  размещены изображения Адама Мицкевича и Александра Пушкина на фоне Медного всадника – знаменитого памятника Петру 1 в Петербурге. О смысле данного произведения свидетельствуют следующие слова из стихотворения русского поэта, посвящены польскому другу: «Он между нами жил…мы его любили…», а ниже – на русском и польском языках символическая надпись: «Знали друг друга недолго, но много. Через несколько дней – они уже друзья».  Современники утверждали, что  поэты восхищались друг другом, обсуждали созданные ими произведения.  В своём посвящении Адаму Мицкевичу Александр Сергеевич так описал их встречи:

Мирный, благосклонный,                                                                                  Он посещал беседы наши. С ним                                                                Делились мы и чистыми мечтами                                                                    И песнями (он вдохновенен был свыше                                                        И  свысока взирал на жизнь). Нередко                                               Он говорил о временах грядущих,                                                             Когда народы, распри позабыв,                                                                          В единую семью соединятся.                                                                        

         Но, спустя немного времени, дружба двух поэтов дала трещину. Поводом стал cтих Адама Мицкевича «Приятелям москалям и русским друзьям», написанный в 1834 году. В нём поэт с благоговением обращается к декабристам Рылееву и Бестужеву, воспевая их свободолюбие, и клеймит позором «царского холопа» (далее следуют другие нелицеприятные эпитеты и сравнения), подразумевая своего преданного друга. При этом Адам Мицкевич, как непримиримый враг российского владычества, после подавления польского восстания поддался эмоциям, и незаслуженно оскорбил своего русского друга, неверно истолковав «великодержавный» патриотизм, которым проникнуты поэмы А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Откуда ему было знать, что сам А.С.Пушкин тяготился вниманием царя Николая 1 к своей особе. К тому же он был до глубины души оскорблён присвоением ему царской милостью самого низкого придворного титула камер-юнкер. Да и не прочувствовал Адам Мицкевич, что его друг в своих вольнолюбивых стихах разделял мысли своих друзей-декабристов.

         Казалось бы, что А.С.Пушкин должен был дать резкий ответ на адресованные в его адрес в пасквиле оскорбления. Но он поступил благородно, и в своём посвящении Адаму Мицкевичу (см. выше) написал следующие строки:

Издали до нас                                                                                      Доходит голос злобного поэта,                                                             Знакомый голос!…боже! Освяти В нём сердце правдою твоей и миром…

         Последние строчки этого стиха свидетельствуют о том, что Александр Сергеевич не затаил злобы на Адама Мицкевича и обратился к Всевышнему с просьбой освятить его сердце.

         В свою очередь, Адам Мицкевич, находясь после польского восстания в эмиграции, пропагандировал русскую литературу во время парижских лекций в 1840 году. На одной из них он сделал великолепный анализ творческого наследия Александра Пушкина. Адам Мицкевич с горечью воспринял весть о гибели А.С. Пушкина, и в своём некрологе дал блестящую характеристику своему русскому другу.

         В России в настоящее время не ослабевает внимание к творчеству Адама Мицкевича, как читательской публики, так и литературоведов и переводчиков. В 2018 году в России состоялись различные мероприятия (литературные вечера, научные конференции, встречи почитателей поэтов А.С. Пушкина и А. Мицкевича), посвящённые 220-й годовщине со дня рождения великого польского поэта. Появилось немало статей о жизни и творчества Адама Мицкевича. На мой взгляд, представляет интерес статья К.В.Романюка «Московские мотивы в жизни и творчестве поляков», опубликованная в книге «Москва гостеприимная: люди, памятники и традиции многонациональной Москвы», в которой уделено много внимания московскому периоду жизни и творчества Адама Мицкевича.

         В завершение своей статьи выражаю сердечную признательность польской общественности, которая, действуя в дружественном россиянам Обществе сотрудничества Польша-Россия, вносит свой достойнейший вклад в дело ознакомления польского народа, особенно молодёжи, с богатым культурным и историческим наследием, являющемся достоянием обоих народов. И пусть мечта великого польского поэта Адама Мицкевича о «единой семье» народов станет явью! И чтобы были позабыты распри во имя этой благородной цели. В этой очень важной и нужной деятельности россияне – члены Общества культурного и делового сотрудничества с Польшей являются не только единомышленниками, но и активными участниками движения за добрососедские и доброжелательные отношения между народами России и Польши.

Москва, 8 декабря 2020 года


119034 Москва, Пречистенка, 10/2 строение 1
Russia 119034 Moscow Prechistenka 10/2 building 1
МСОД © 2005 -