Россотрудничество как организатор «мягкой силы»
В рамках деятельности Дискуссионного клуба МСОД предлагаем вашему вниманию статью вице-президента ОДКСП С.И.Ксенжика.
“С назначением Е.А.Примакова Руководителем Федерального агентства Россотрудничество МИД РФ я, как и многие представители российской общественности, питаю надежду на усиление роли народной дипломатии во внешнеполитической деятельности России, а также – на обеспечение государственной поддержки её общественным организациям, осуществляющим дружеский диалог с общественностью зарубежных стран.
Хочется надеяться, что Евгений Александрович в процессе осмысления стратегии дальнейшей деятельности Россотрудничества, как правопреемника Всесоюзного комитета по культурным связям с заграницей и Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, примет во внимание их богатый опыт работы с общественностью. Это очень важно для определения роли и места Россотрудничества в государственной структуре, его статуса (государственный или государственно-общественный), его влияния на государственное информационное и культурно-образовательное обеспечение гуманитарных программ деятельности его представительств и Российских центров науки и культуры за рубежами нашей страны. Очень важно также решить вопросы возможного взаимодействия Россотрудничества с российскими общественными организациями, являющимися звеньями народной дипломатии. При этом важно учесть их большие возможности для дела формирования позитивного имиджа Российской Федерации среди народов зарубежных стран, разъяснения внутренней и внешней политики нашей страны, ознакомления молодёжи с непреходящими историческими, культурными и духовными ценностями народов России.
В последние годы серьёзной критике подвергалась наша «мягкая сила» и отождествляли её с Россотрудничеством. Происходила она от того, что функции этого уважаемого учреждения, прописанные в его полном названии, носили не совсем определённый смысл: «Федеральное агентство по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству». К сожалению, из перечисленных функций граждане России не могут составить чёткое представление об эффективности выполнения их как аппаратом этого госучреждения, так и его представительствами и Российскими центрами науки и культуры за рубежом. Никто не сомневается в том, что ими, по мере возможности, проводится большая работа. Но информации о ней явно недостаточно. Кое-что, правда, прописано на сайтах Интернета. Однако, эту информацию могут найти только особо интересующиеся граждане. Поэтому и появляются вопросы о том, почему на Украине и в Белоруссии имеют место проявления русофобии, почему соотечественники в зарубежных странах не выступают в поддержку России и не дают отпор русофобским выпадам, какие гуманитарные программы реализуются и почему общественность лишена возможности выступать со своими инициативами и подключаться к их реализации. Это наводит на мысль о необходимости придания гласности результатов проводимой упомянутыми структурами работы.
Российская общественность недоумевает по поводу того, что отечественные СМИ не отражают деятельность Россотрудничества и его представительств. Из российских СМИ граждане узнают о враждебной и русофобской политике правительств ряда стран, о санкциях со стороны США и Евросоюза. Создаётся у граждан тягостное впечатление от того, что Россию окружают только враги, а в лучшем случае «партнёры». А о том, что далеко не все граждане этих стран разделяют эту политику, наши СМИ по непонятным причинам считают не заслуживающими внимания действия зарубежной общественности, направленной на сохранение дружественных связей с Россией. И напрасно. Нашим гражданам было бы интересно узнать, что в Польше, с которой межгосударственные отношения с Россией обострены до предела, один из членов Общества сотрудничества Польша-Россия журналист А.Модзелевски в телевизионной передаче выступил с осуждением русофобской политики руководства Польши, предупредил об опасных последствиях для страны от «заигрывания» с США и создания на своей территории американской военной базы. Это, как сказал Модзелевски, грозит Польше потерей своей государственности и превращения её в протекторат США.
Поэтому, на мой взгляд, Россотрудничество должно иметь свои программы на телевидении и радиовещании, издавать свой печатный орган, поскольку проводимые дела «мягкой силы» должны получать соответствующий общественный резонанс.
Мне возразят, что в Интернете всё это отражено. Но давайте отрешимся от такого феномена, как Интернет. Да, там возможно найти почти всю интересующую информацию. Но не каждый гражданин будет специально искать хронику событий. Такая информация должна сама доводиться до граждан, как России, так и зарубежных стран. О такой пользе свидетельствует мой небольшой опыт сотрудничества с редакцией журнала «Жизнь национальностей», главным редактором был замечательный человек, в прошлом государственный деятель Ингушетии Хажбикар Боков. Журнал издавался на средства спонсоров и соответствовал всем современным полиграфическим требованиям. В нём публиковались материалы учёных, деятелей литературы и искусства. Попытки привлечь внимание государственных структур к журналу оставались без последствий. Полагаю, что такой печатный орган был бы востребован как российской, так и зарубежной общественностью.
В России «мягкую силу» представляют, кроме Россотрудничества, ещё ряд фондов, общественных организаций, члены которых ведут дружеский диалог с зарубежной общественностью. Несомненно, фонды проводят важную и полезную работу по поддержке гуманитарных проектов и выдают гранты на их реализацию. Но это всё же точечная работа. В свою очередь, общества ведут каждодневную работу с представителями зарубежной общественности, оперативно откликаются на возникающие с обеих сторон инициативы, требующие незамедлительной их реализации.
Как видно, фонды и общественные организации, которые каждый в соответствии со своим уставом реализует гуманитарные программы, не представляют собой должным образом организованно скоординированную монолитную «мягкую силу». Вопрос в том, возьмёт ли на себя Россотрудничество функцию организатора и координатора деятельности этих структур?
Ожидает своего разрешения такой вопрос: как могут выстраиваться отношения Россотрудничество с общественными организациями, которых по-прежнему принято называть обществами дружбы. Как уже отмечалось выше, государственный статус с соответствующими дипломатическими условностями не позволяет ему осуществлять с ними деловые контакты и оказывать им организационную и материально-финансовую поддержку. Для этого учреждению пришлось бы поменять статус государственный на общественно-государственный. Прецеденты в настоящее время в России имеются. От положительного решения этого вопроса выиграла бы «мягкая сила» и возросла бы эффективность её действий. А общественные организации стали бы важными и эффективными проводниками проектов гуманитарного сотрудничества, намечаемых Россотрудничеством.
Подтверждением этому является большая организаторская и координационная деятельность МСОД (Международное содружество общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран), объединившего на правах ассоциированных членов 20 обществ дружбы, действующих в Москве. Известно также, что во многих городах России действуют такие же общественные организации. К сожалению, они действуют лишь на не угасшем ещё энтузиазме общественности, которая, не обладая материально-финансовыми возможностями, проводит значительную работу по развитию творческого и научного сотрудничества со своими зарубежными партнёрами. Отсутствие поддержки их деятельности со стороны государства не позволяет им в полную силу использовать умственный и организационный потенциал общественности на благо России.
Выше упоминалось о том, что Россотрудничество является правопреемником ВОКС и ССОД. Полагаю необходимым напомнить в каких условиях были созданы эти уникальные учреждения и какие функции им пришлось решать на разных этапах жизнедеятельности СССР.
Как известно, молодая Страна Советов с начала своего существования оказалась в жёсткой экономической блокаде, организованной капиталистическими странами. И тогда руководство страны приняло решение о привлечении советской общественности к налаживанию «мостов дружбы и доверия» с представителями общественности зарубежных стран. Для этого в 1925 году был создан упомянутый выше Всесоюзный комитет культурной связи с заграницей (статус государственной организации). В его задачи входило ознакомление общественности СССР с культурными ценностями народов зарубежных стран и популяризация культуры народов Советского Союза за рубежом, налаживание гуманитарного сотрудничества с прогрессивными организациями, которые были созданы деятелями науки и культуры во многих странах мира и выступавшими за дружбу и развитие культурного обмена с нашей страной.
В очередной раз партия и правительство нашей страны вспомнили о созидательной силе общественности в половине пятидесятых годов прошлого столетия. В 1956 году после развенчания на ХХ съезде КПСС культа личности И.В.Сталина в странах социалистического лагеря прошли события, носившие антисоветскую направленность: в Венгрии – кровопролитная революция, в Польше и других странах – массовые общественные волнения и столкновения с представителями правоохранительных органов. Жёстко по отношению к СССР отреагировали и правительства многих капиталистических стран.
Тогда и было принято решение о привлечении к внешнеполитической деятельности такой действенный фактор, как народная дипломатия. В 1956 году Всероссийское общество культурных связей с заграницей было реорганизовано в Союз советских обществ дружбы с предоставлением ему государственно-общественного статуса. Он стал организатором общественных сил и координатором деятельности создававшихся в союзных республиках советских обществ дружбы с народами зарубежных стран. ССОД располагал определённой инфраструктурой и ему выделялись финансовые средства под программы обществ дружбы, на создание за рубежами СССР Домов советской культуры.
На этой волне в 1957 году было создано Общество советско-польской дружбы, правопреемником которого ныне является Общество культурного и делового сотрудничества с Польшей. Инициаторами и учредителями его были многие советские военнослужащие, принимавшие участие в боях за освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков, известные учёные, деятели литературы искусства, труженики промышленных и сельскохозяйственных предприятий, студенты вузов и обучающаяся молодёжь в общеобразовательных учреждениях. Деятели Общества гордятся тем, что среди учредителей были прославленный советский полководец маршал СССР И.С.Конев и известный советский учёный-славист, почётный доктор многих зарубежных университетов профессор И.Ф.Бэлза, другие видные деятели отечественной литературы и искусства.
Создание нашего Общества позволило соблюсти паритет в советско-польских отношениях, что было с энтузиазмом воспринято польской общественностью и оказало благотворное влияние на активизацию деятельности нашего партнёра в Польше – Общества польско-советской дружбы. Истоки этого Общества берут своё начало с 1944 года, когда представители польской общественности в знак признательности Красной Армии за освобождение польских земель от немецко-фашистской оккупации создавали кружки по поддержке воинов-освободителей, сохранению могил советских воинов, изучению культурного наследия народов СССР. Со временем это Общество стало авторитетной и многочисленной организацией, обладающей разветвлённой сетью первичных организаций. В каждом воеводстве действовали штатные работники этого Общества. Достаточно солидной была и его материальная база: в Варшаве и ряде городов Польши имелись Дома дружбы. Общество регулярно издавало журнал «Пшиязнь» (в переводе «Дружба»). При поддержке государственных учреждений реализовывались такие масштабные гуманитарные проекты, как Всепольский конкурс знаний русского языка среди учащейся молодёжи, Всепольский конкурс советской песни, который завершал проводившийся в течение 20 лет Фестиваль советской песни в городе Зелёна Гура. Спортсмены участвовали в велогонке-мемориале Героя Советского Союза полковника В.И.Скопенко. Полагаю, что даже этот, далеко не полный перечень акций из большого числа, свидетельствует о той масштабной деятельности, которую проводило польское Общество при поддержке правительства ПНР. Большую поддержку нашим польским друзьям оказывали ССОД, Общество советско-польской дружбы, государственные учреждения СССР. Активно взаимодействовало Общество польско-советской дружбы с Домом советской науки и культуры в Варшаве и Филиалом Института русского языка имени А.С.Пушкина в Варшаве.
В перестроечный период советское руководство решило, что дружба между народами достигла своего апогея и постановлением от 1990 года «О неправительственных организациях» практически разрушило организационную структуру народной дипломатии. Этим же решением ССОД, как основной куратор и организатор деятельности обществ дружбы, был преобразован из всесоюзной государственно-общественной организации в государственную. Одновременно было прекращено финансирование из бюджета СССР деятельность обществ дружбы. Для них наступил период «борьбы за выживание», поскольку советская общественность была не согласна с таким решением и продолжала в труднейших условиях поддерживать деятельность своих организаций. К сожалению, многие советские общества были вынуждены прекратить свою деятельность. Тем не менее, ряд обществ дружбы продолжало действовать и бороться за «выживаемость». С благодарностью вспоминаю поддержку им со стороны руководителя ССОД В.В.Терешковой, которая предоставила обществам возможность на бесплатной основе проводить свои мероприятия в Доме дружбы, а штатные работники ССОД продолжали курировать их деятельность. Несмотря на возникшие неблагоприятные условия, инерционная сила общественной дипломатии не иссякла и тяга к диалогу российской и зарубежной общественности имела свои многочисленные и благотворные проявления.
Может показаться странным, что в актуальной ситуации, когда межгосударственные российско-польские отношения напряжены до предела, а польское правительство проводит русофобскую политику по отношению к нашей стране, в России действует Общество культурного и делового сотрудничества с Польшей. Но ничего странного в этом нет. Его деятельность направлена на сохранение и развитие дружеского диалога с представителями творческой и научной польской общественности, ознакомление молодёжи России и Польши с общими для наших народов историческими и культурными ценностями. Эту работу мы проводим в тесном сотрудничестве с действующими в Польше такими общественными организациями, как Общество сотрудничества Польша-Восток (правопреемник Общества польско-советской дружбы) и его ассоциированным членом – Общество сотрудничества Польша-Россия. Среди его активных членов и сторонников выпускники советских и российских вузов, преподаватели русского языка, деятели науки, литературы и искусства. Их информационная и культурно-просветительская деятельность благотворно воздействует на умонастроения значительной части польского населения. Эти польские организации поддерживают деятельность Содружества волонтёров «Курск», которая занимается сохранением захоронений в польской земле погибших в боях с фашистскими поработителями советских бойцов и реставрацией памятников советским воинам-освободителям.
В целесообразности поддержки такого сотрудничества с дружескими польскими организациями убеждает меня мой многолетний опыт профессиональной деятельности, направленной на развитие дружбы и сотрудничества сначала с польской молодёжью (1968-1972 годы) по линии ЦК ВЛКСМ, а с 1972 по 2004 годы в Союзе советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами(ССОД) с действовавшим в ПНР Обществом польско-советской дружбы, а затем – Россотрудничестве. В 1972 году я был избран ответственным секретарём Центрального правления Общества советско-польской дружбы и возглавлял этот исполнительный орган данной организации до 1984 года. Это была моя общественная «нагрузка». Дважды, сначала по линии ССОД, а затем Россотрудничества, направлялся в длительную командировку для работы в Польше. С 1984 по 1989 год возглавлял Дом советской науки и культуры в Варшаве, одновременно по административной линии обеспечивал деятельность Филиала Института русского языка имени А.С.Пушкина. При моём участии были открыты филиалы Дома в крупных городах Польши – Гданьске и Катовице. С 1993 по 1999 год – возглавлял Представительство Россотрудничество в Республике Польша и имел дипломатический ранг – советник Посольства РФ в РП, руководил деятельностью Российского центра науки и культуры в Варшаве.
Почётный работник ФА Россотрудничество МИД РФ, Государственный советник РФ 3 класса С.И.Ксёнжик Москва, 15 октября 2020 года.