Slider

Роль научно-педагогической общественности в налаживании и развитии российско-польского гуманитарного сотрудничества

Статья президента Общества культурного и делового сотрудничества с Польшей, почетный работник высшего профессионального образования РФ, кандидата педагогических наук, доцента Василия Андреевича Мижерикова.

В дружеском диалоге общественности России и Польши весомо и авторитетно звучат голоса учёных-педагогов и работников образовательных учреждений. Смысл их участия в этом профессиональном общении заключается, на наш взгляд, в стремлении развивать сотрудничество между странами-соседями в гуманитарной сфере, делать достоянием наших современников, и, в первую очередь, молодёжи, наиболее значимых для обоих славянских народов исторических, культурных и духовных ценностей. Многие из этих ученых состоят и активно проявляют себя в таких неправительственных организациях, как в России, так и в Польше: Общество культурного и делового сотрудничества с Польшей (далее ОКДСП) и Общество сотрудничества Польша-Восток (правопреемник Общества польско-советской дружбы) и его ассоциированный член Общество сотрудничества Польша-Россия (далее, соответственно, – ОСПВ и ОСПР). Кроме них в наших странах имеется немало учёных и педагогических работников, которые, не являясь членами этих организаций, заявляют о своей заинтересованности в восстановлении добрососедских отношений и развитии культурно-образовательного сотрудничества между нашими странами и народами.

Наглядным примером такой позиции явилось активное участие польских и российских учёных и работников образования в Научной польско-российской дискуссии по теме “Место Польши и России в Европе. Что должны сделать поляки и россияне для восстановления добрососедских отношений между нашими странами и народами?», которая состоялась 11 декабря 2020 года в Варшаве.

Дискуссию вели  Юзеф Брылль (президент SWP-W) доктор Ежи Смолинский (SWP-W и SWP-R.) и проф. Юзеф Тимановски (председатель Ученого совета при этих организациях). Состав участников мероприятия был достаточно широк: проф. Станислав Белень (Варшавский университет), проф. Алисия Стемпень-Кучинская (Лодзинский университет), доктор Дмитрий Офицеров-Бельский (Российская академия наук), доктор Данута Хмелевска (Варшавский университет), проф. Анджей Стельмах (Познаньский университет Мицкевича),  проф. Мирослав Минкевич (ректор Университета гуманитарных и естественных наук в Седльце), проф. Иоахим Дик (Ягеллонский университет), Александр  Носович (Балтийский федеральный университет в г. Калининграде), Кинга Махович (Католический университет в г.Люблин), доктор Артем Барыкин (Санкт-Петербургский университет). В заявлениях участников дебатов прозвучала озабоченность негативным характером официальных польско-российских отношений, который обусловлен историческими предпосылками, событиями последнего десятилетия (в том числе в российско-грузинским и российско-украинским конфликтами), отдельными инициативами России, не принимаемых западным миром, агрессивным, откровенно русофобским, поведением западных СМИ, антироссийскими санкциями и попытками со стороны США и их союзников изолировать Россию, притормозить ее экономическое и общественно-политическое развитие. Участники дискуссии призвали к проявлению большого терпения и осмотрительности, рекомендовали не совершать действия, наносящие ущерб миру во всем мире и начать работу по укреплению мер взаимного доверия и налаживанию взаиморазвивающего сотрудничества в области культуры, науки, образования и экономики. В заключение дискуссии проф. Юзеф Тимановский заявил, что дебаты носили существенный и конкретный характер, все заявления будут проанализированы Ученым советом и  опубликованы, обсуждение перспектив польско-российского сотрудничества будет продолжено.

Другим значимым событием в развитии гуманитарного сотрудничества стал круглый стол, посвященный 75-летию освобождения Варшавы от немецко-фашистских захватчиков, прошедший в рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.  Это мероприятие  было организовано и проведено в Московском доме  национальностей 15 января 2020 года Обществом культурного и делового сотрудничества с Польшей при активной поддержке Правительства Москвы, Департамента национальной политики и межрегиональных связей г.Москвы, Государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Московский дом национальностей», Международной общественной организации «Международное содружество общественных объединений обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД), Комиссии историков России и Польши.

Программа Круглого стола была весьма насыщенной и интересной, С ярким и содержательным сообщением «Братство по оружию воинов Красной армии и Народного Войска Польского (1943-1945 гг.) – историческая и гуманистическая ценность народов России и Польши» выступил С.И.Ксенжик, вице-президент ОКДСП, государственный советник РФ 3 класса, который, в частности,  отметил, что  послевоенное время в Обществе советско-польской дружбы, действовавшем в СССР активную деятельность  наряду с представителями творческой и научной интеллигенции, трудящихся промышленных и сельскохозяйственных предприятий трудящимися вели прославленные советские военачальники – маршал СССР И.С.Конев, генералы армии И.Т.Коровников, С.Г.Поплаский, Н.Г.Лященко, генералы Н.А.Колосов, П.В.Грабовский, А.Т.Сивицкий и другие военнослужащие. Они, как никто другой, знали и ценили братство по оружию, скреплённое кровью советских и польских воинов, пролитой в боях против немецко-фашистских захватчиков.  того или иного кладбища или памятника, мы стремимся сообщать об этом, чтобы люди знали, что не все в нашей стране стали тотальными русофобами, что есть очень много нормальных людей, которые помнят, кто нас освободил, а кто оккупировал”, – добавил он.

Весьма обстоятельно о новейших исследованиях российских историков по проблеме антифашистского сопротивления в Польше доложил д-р ист. наук, профессор Б.В. Носов,заместитель председателя российской части Комиссии историков России и Польши, заведующий отделом Института славяноведения РАН.

Его выступление продолжили коллеги поИнституту славяноведения РАН, канд. ист. наук. Л.П. Марнейс сообщением «К 100-летию И.И. Костюшко, офицера Войска Польского, выдающегося советского историка»,  д-р ист. наук, А.Ф. Носкова, сообщившаяофундаментальной публикации исторических документов по теме “Советский Союз и польское военно-политическое подполье, апрель 1943 г. − декабрь 1945 г.”».

Большой интерес вызвало выступление  В.И. Лутовинова,  д-ра философ. наук, академика Академии военных наук, Академии геополитических проблем и Международной педагогической академии, профессора факультета национальной безопасности РАНХиГС при Президенте Российской Федерации «О роли Генералиссимуса Сталина в обеспечении Великой Победы (в т. ч. освободительная миссия Красной Армии в Польше и других государствах).

Глубоким и содержательным стало сообщение автора ряда современных школьных учебников И.А.Мишиной. старшего методиста Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий о методических подходах к преподаванию темы в школьных курсах истории».

В завершение Круглого стола выступил В.П. Мастеров, обозреватель «Независимой газеты», специальный корреспондент в Польше, член Союза журналистов России раскрывший содержание и направленность общественного дискурса в Польше в год юбилея Великой Победы.

Как было отмечено выше, ОКДСП сотрудничает с дружественными нам польскими организациями ОСПВ и ОСПР, обмениваясь с ними накопленным опытом научно-исследовательской и педагогической деятельности. Так, во время пребывания делегации нашего Общества в Польше, которую возглавляла доктор педагогических наук, профессор М. В. Галкина состоялась встреча с представителями Учёного совета, созданного при упомянутых польских обществах.

         В составе ОКДСП действует также группа таких известных российских учёных-педагогов, как: С.П.Ломов, А.А.Боронин, М.В.Галкина. Б.Н.Носов, В.А.Мижериков и др. Их активность в последнее время начала проявляться как стремление к сотрудничеству ОКДСП с Международной академией наук педагогического образования (МАНПО).  Дело в том, что один из авторов данной статьи, В.А.Мижериков, имеет давние научные связи с кафедрой педагогики Московского государственного областного университета, где в свое время работал в качестве доцента, защитил кандидатскую диссертацию, систематически принимал участие в научно-практических конференциях. Когда зав. кафедрой педагогики стала Екатерина Иосифовна Артамонова, она в 2017 году пригласила меня вступить в Международную Академию наук педагогического образования (МАНПО), будучи её Президентом. Я немедленно согласился, т.к. одной из основных целей деятельности этой академии, как записано в уставе – содействие международному сотрудничеству в области науки, техники, образования и культуры. Все последующие годы, будучи членом МАНПО, я участвовал в организации и проведении Всероссийских Шамовских Чтений. 29 октября 2019 г. состоялось заседание Президиума МАНПО, в повестку дня которого было включено мое сообщение о возможном сотрудничестве Академии и ОКДСП. Участники заседания поддержали в целом мои предложения и приняли решение о подготовке мною проекта соответствующего договора о сотрудничестве. Интерес руководства МАНПО к сотрудничеству с  Учёным советом ОСПВ и ОСПР выразился, в частности, в поддержке одного из пунктов этого документа, касающийся согласования с Варшавским университетом при посредничестве руководства ОСПР предложения о проведении в Варшаве Научной польско-российской конференции, посвящённой работе с одарённой молодёжью. Обстоятельства, к сожалению, сложились таким образом, что продолжительная болезнь Е.И.Артамоновой, пандемия, кардинальные изменения в руководстве МГОУ и пр. обстоятельства отодвинули реализацию этого решения на неопределенный срок. Тем не менее, в этом году 23 января 2021 в г. Москве состоялись очередные Всероссийские педагогические чтения Научной школы Управления образовательными системами, основоположником которой является Татьяна Ивановна Шамова. С 2018 г. по инициативе МАНПО Чтения стали проводиться в формате международной научно-практической конференции. Научная школа Т.И. Шамовой имеет известность, научную репутацию, высокий исследовательский уровень научных работ, проверенный временем. В историю отечественной теории внутришкольного управления Татьяна Ивановна Шамова вошла как уникальный автор самой стройной и целостной концепции управленческого цикла. В этом году в организации Шамовских Чтений наряду с МАНПО приняли участие: Общественный совет Научной школы «Управления образовательными системами», АНО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», Беларусское Республиканское общественное объединение «Инновации в образовании», АНО «Научная Школа управления образовательными системами» при кадровой поддержке Московского педагогического государственного университета, Минский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Юго-западный университет им. Неофита Рильского (г. Благоевград, Болгария), Институт стратегии развития образования РАО, Гомельский областной институт развития образования (Республика Беларусь), Московский городской педагогический университет, Московский государственный областной университет (МГОУ), Академия социального управления (АСОУ),  Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина, Брянский государственный инженерно-технологический университет, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», Курский государственный университет, Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования (Украина) и др. Мижерикову В.А. было поручено руководство секцией № 9, которая работала в дистанционном режиме по теме: «Развитие коммуникативной компетентности участников образовательного процесса в условиях его цифровизации».Мое выступление было посвящено рассмотрению вопроса «Развитие коммуникативной компетентности школьников и их родителей как участников современного общеобразовательного процесса в условиях Covid-пандемии». В работе секции приняло участие еще 16 педагогов-специалистов по самым различным вопросам образования, среди которых достойное место занял наш польский коллега Лех Кацпшак, доктор гуманитарных наук, чрезвычайный профессор Государственноого высшего учебного учреждения Университети  им. Станислава Сташица, что находится в г.Пила, Польша. Он представил статью «Роль социального окружения школьной молодёжи в формировании её жизненных запросов», которая вызвала большой интерес среди участников секции, т.к. автором были затронуты вопросы влияния различных социальных институтов на развитие молодых людей, претендующих на самые высокие социальные и профессиональные квалификации в современном мире. Особое внимание было уделено социальному окружению молодого человека, которая должна отвечать его индивидуальным и социальным потребностям, помогая в достижении жизненных целей и получении средств для материального существования. По итогам Шамовских чтений предполагается рассылка каждому их участнику соответствующего сертификата и электронной версии материалов этой международной конференции. Следует с удовлетворением отметить, что мы с проф. Л.Кацпшаком откликнулись и на приглашение Московского государственного областного университета и 11 февраля 2021 года  приняли заочное участие в работе V Международной научно-практической конференции «Журавлевские чтения. Взаимосвязь педагогической науки и практики», посвященной памяти Журавлева Василия Ивановича, выдающегося российского педагога, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, действительного члена Российской Академии образования, одного из организаторов первой в России компьютеризованной информационной системы. Конференция  проводиласьв формате оnline на платформеZOOM. Профессор Лех Кацпшак представил свою статью «Труд как инвестиция и ценность, создающая основы для социального  и культурного развития человека (в том числе в условиях пандемии), в которой представил ссылки на культовое толкование труда, даже в период пандемии, как гарантированной основы личностного развития достойного человека, создателя материальных, моральных и социально-культурных ценностей. Мною был представлена статья «В.И.Журавлев о цели воспитания как педагогической проблеме», в которой я осветил вопросы, связанные с вкладом своего учителя и друга в разработку подходов к педагогическому целеобразованию и целеполаганию в аспекте организации и проведения  школьными педагогами воспитательной деятельности.
 

О перспективности и целесообразности развития такого направления в сотрудничестве свидетельствуют инициативы представителей польских вузов, а также – имеющийся накопленный опыт в этом важном деле.

          В настоящее время предполагается подготовить обращение ОКДСП к руководству аналогичных обществ, входящих в МСОД, с предложениями по сотрудничеству и взаимодействию на ближайшую перспективу. Одним из важнейших пунктов такого перспективного Плана сотрудничества может явиться совместная с ними научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность.

          Руководство наших дружественных общественных организаций на основании поступающих предложений от российских и польских учёных ставят вопрос о целесообразности установления и поддержки на государственном уровне создания росийско-польских пар вузов для сотрудничества. В Советском Союзе такое сотрудничество осуществлялось. В настоящее время, как нам объяснили в вышестоящих образовательных учреждениях, каждый российский вуз волен сам решать для себя необходимо ли ему такое сотрудничество. О развитии гуманитарных связей представителей научно-педагогической общественности


119034 Москва, Пречистенка, 10/2 строение 1
Russia 119034 Moscow Prechistenka 10/2 building 1
МСОД © 2005 -