Slider

О некоторых аспектах влияния «народной дипломатии» на ситуацию в обществе зарубежных стран

Статья президента Общества “Россия – Япония” И.В. Романенко в связи с Обращением МСОД к руководству Россотрудничества.

О некоторых аспектах влияния «народной дипломатии» на ситуацию в обществе зарубежных стран и формирование положительного имиджа Российской Федерации

Официальное исключение участия российских обществ дружбы из деятельности РЦНК и Россотрудничества крайне негативно сказалось на отношении партнерских дружественных организаций в разных странах к Российской Федерации.

            Руководящие органы МСОД и входящих в него общественных организаций представлены уникальными специалистами, людьми, обладающими высоким авторитетом в России и за рубежом, имеющими подчас прямые выходы и доверительные отношения в руководящих кругах зарубежных стран. Это видные дипломаты, общественные деятели и люди искусства, ученые и космонавты и т.д.

В российских обществ дружбы, как правило, работают специалисты, которые имеют прекрасное образование, колоссальный опыт практической работы и связи в странах-партнерах, владеют иностранными языками, зачастую наголову превосходят  в этом сотрудников Россотрудничества, и могли бы оказывать неоценимую помощь представительствам Россотрудничества в их каждодневной деятельности за рубежом.

Особенно эта работа полезна в укреплении контактов с зарубежной общественностью, т.е. в сфере, где представители российской государственной структуры, зачастую имеющие статус дипломатического работника, не могут напрямую контактировать с иностранной общественностью из-за опасения быть обвиненными во вмешательстве во внутренние дела данного государств. Иностранцы, обращающиеся в них по разным вопросам, рассматриваются в своих странах как иностранные агенты, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В этих случаях необходимо использовать возможности «народной дипломатии», обществ дружбы с народами зарубежных стран. За многолетний период своей деятельности ими были установлены тесные дружеские и деловые связи с многочисленными организациями и гражданами зарубежных стран, внесен большой вклад в укрепление дружбы и взаимопонимания между народами.

В свое время представительства ССОД в зарубежных странах представляли одновременно государство и общества дружбы. Те, кто обращался в них, в конечном итоге контактировали через государственное представительство с обществом дружбы. Работники обществ дружбы часто включались в число сотрудников ССОД, особенно ответственные секретари. Деятельность государственной и общественной структур координировалась и совместно планировалась.

 Советский Союз также находилсь под жесткими санкциями. Руководители многих министерств и ведомств были лишены возможности выезжать за рубеж и выполнять свои функциональные обязанности. Но они ездили в разные страны в качестве функционеров и руководителей обществ дружбы и могли встречаться со своими партнерами, заключать соглашения и т.д.

            Раньше направление на обучение в ВУЗы шло через зарубежные общества дружбы. Они собирали необходимые документы, передавали через наше Представительство в российское общество дружбы, которое, в свою очередь, направляло их в Министерство высшего образования. Абитуриенты помнили, кто им помогал при поступлении в институт, и по возвращении начинали в той или иной степени работать в местных обществах дружбы. Сейчас такой практики нет, все идет через государственные структуры.

               Основа материальной поддержки движения за дружбу в зарубежных странах – это средние и мелкие предприятия. Через общества дружбы они устанавливали партнерские отношения с подобными организациями в России, за что оказывали им финансовую поддержку. Безусловно, и тогда существовала необходимость со стороны нашего государства финансово поддерживать зарубежные общества дружбы, но деньги давать напрямую было нельзя. Был найден прекрасный выход из положения: В Японии обществам дружбы выделялись квоты на сырьевые ресурсы (лес, уголь, нефть и т.д.), которые общества отдавали средним и мелким предприятиям, участвующим в движении за дружбу. В качестве примера могу сказать, что благодаря такому сотрудничеству в  90-х годах в Японии на Хоккайдо Дома дружбы росли, как грибы после дождя, несмотря на острые вопросы территориального размежевания.

               Россотрудничество работает за рубежом и с соотечественниками и с находящимися там же обществами дружбы с Россией. Однако, как правило, наши соотечественники в обществах дружбы с Россией крайне мало представлены. Работать надо, конечно, со всеми, но эта работа разная, она отличается в зависимости от объекта. Конечно, Россотрудничество прекрасно может обойтись без движения за дружбу, но, если за ним нет этого движения, то достучаться до граждан зарубежных стран, привлечь их на свою сторону, наладить взаимопонимание невозможно.

                И еще один момент, на который хочу обратить внимание. Отсутствие у движения за дружбу в течение последних 15 лет Дома дружбы, намоленного места, известного во всех странах, отрицательно повлияло на наши связи с народами разных стран.

                В 2011 году после декабрьского Международного общественного форума, посвященного роли народной дипломатии в международном гуманитарном сотрудничестве, Президент России Д.А. Медведев, понимая важность наличия у отечественной общественности своего центра, дал поручение рассмотреть возможность возобновления деятельности Дома дружбы с народами зарубежных стран в Москве. Однако это поручение так и не было выполнено.

Из вышесказанного можно сделать вывод: Отказ от использования движения за дружбу в международных отношениях наносит непоправимый урон межгосударственным отношениям России с другими странами.

Президент Общества «Россия-Япония»   И.В. Романенко


119034 Москва, Пречистенка, 10/2 строение 1
Russia 119034 Moscow Prechistenka 10/2 building 1
МСОД © 2005 -